Содержание |
Из-за вводимых санкций и сложной политической ситуации зарубежные компании одна за другой прекращают работать на территории РФ. И ИТ-компании не являются исключением. Microsoft, Cisco, SAP, Oracle, Intel и Autodesk уже приостановили продажу своих сервисов на российском рынке. Можно только гадать, насколько длинным станет это список через неделю или месяц.
Похожая ситуация произошла и в сфере управления знаниями, где одну из лидирующих позиций на российском рынке занимает продукт Confluence компании Atlassian, которая с 3 марта приостановила работу в России. И если вопрос с сохранением информации можно решить посредством бэкапов, то непосредственно процессы с каждым днем будут подвергаться все новым и новым рискам из-за отсутствия технической поддержки со стороны Atlassian в случае возможных сбоев.
А если учесть, что стоимость услуг Atlassian привязана к доллару, то даже всевозможные пути обхода ограничений не смогут защитить от стремительного роста цен на Confluence в условиях волатильности валютного рынка.
В такой ситуации абсолютно логично, что компании, которые уже внедрили у себя системы управления знаниями, должны будут в самые кратчайшие сроки озаботиться поиском альтернатив зарубежному продукту – благо, это тот самый случай, когда отечественные решения если и являются менее раскрученными, то уж точно будут гарантированно работать в России, даже при апокалиптической ситуации отключении от всемирного интернета.
Как и чем можно заменить Confluence?
В единственном имеющемся в открытых источниках достоверном анализе систем менеджмента знаний - отчете CCGuru, сформированном в конце 2021 года - рассматриваются несколько главных игроков на рынке данного программного обеспечения.
Из этого списка сразу необходимо исключить KMS Lighthouse (израильское решение) и продукт «Масс групп», судя по всем признакам уже приостановившей свою деятельность на территории РФ. Указанные решения, несмотря на их возможные плюсы и опыт на рынке, из-за санкционных рисков не могут быть рекомендованы в качестве альтернативы Confluence. Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
Таким образом, при всем богатстве выбора достойной заменой продуктам Atlassian могут стать лишь три крупных российских разработки:
Все три системы имеют объективные плюсы и минусы, но их глубокий анализ не является предметом данной статьи, потому руководству компаний все же рекомендуется решение принимать самостоятельно, с учетом потребностей и только после глубокого сравнительного анализа возможностей, предлагаемых системами.
Приведем краткие характеристики перечисленных систем
СУЗ Ростелеком
Разработчик: | компания «Ростелеком» |
Сайт: | rostelecom-cc.ru |
Якорные клиенты: | «Ростелеком», СМП-Банк, Абсолют Банк и Госуслуги |
Коротко о себе: | Система управления знаниями — это цифровой продукт «Ростелеком Контакт-центр», предназначенный для использования в контактных центрах и службах поддержки клиентов. Решение представляет собой единое информационное пространство, в котором размещены все информационные материалы, которые используются при обслуживании клиентов. Продукт позволяет операторам быстро находить актуальную информацию, сводить к минимуму количество ошибок, ускорить процесс обучения новых специалистов. |
Плюсы:
- исправление опечаток и раскладки поисковых запросов;
- настройка фильтров;
- продвинутая аналитика по поиску, прочтению уведомлений и просмотру контента;
- совместимость (импорт документов) с Word/Excel и конструктор сценариев диалога.
Минусы:
- Предназначена исключительно для клиентского сервиса;
- Отсутствие облачной/SaaS-версии;
- Невозможность встраивания базы знаний в другие системы компании.
Minerva Knowledge
Разработчик: | компания Minervasoft |
Сайт: | minervasoft.ru |
Якорные клиенты: | Совкомбанк, QIWI, «Ак Барс», Уралсиб-Банк и Мосэнергосбыт |
Коротко о себе: | Minerva Knowledge — система управления знаниями нового поколения. Решение универсально подходит для подразделений управления персоналом (HR), маркетинга и PR, эксплуатации, а также коммерческим и юридическим службам. ПО имеет универсальные интеграции с телефонией, CRM, чат-центом, чат-ботами и другими системами. |
Плюсы:
- Вариативный поиск с учетом, опечаток, тегов, исправления раскладки и точных ответов, а также виджет рекомендаций по контексту;
- Возможность предпросмотра, импорта и экспорта документов
- Встроенный редактор шаблонов типового контента.
- Конструктор сценариев и диагностических карт;
- Наглядная отчётность по прочтению уведомлений, качеству работы поиска, обратной связи, оценок и популярности контента.
Минусы:
- Отсутствие мобильного приложения для iOS и Android
- Отсутствие конструктора схем и диаграмм;
- Минимальный пакет лицензий рассчитан на 50 сотрудников.
CraftTalk
Разработчик: | компания CraftTalk |
Сайт: | crafttalk.ru |
Якорные клиенты: | 7х7 Коннект, РАНХиГС, "Магнит" и др. |
Коротко о себе: | Единая база знаний, разработанная компанией, позволяет хранить знания и создавать сценарии обслуживания и для сотрудников компании, и для роботов: чат-ботов, суфлеров, голосовых ассистентов. Используется сотрудниками компании, операторами контакт-центров, интеллектуальным ассистентом, чат-ботом. Может использоваться как отдельный продукт, так и в составе платформы CraftTalk. |
Плюсы:
- Поиск ответов в базе знаний с помощью чат-бота;
- Визуальный конструктор сценариев диалога (с возможностью подключения сторонних сервисов);
- Сохранение архива контента
- Возможность настройки прав доступов.
Минусы:
- Предназначена исключительно для клиентского сервиса;
- Ограниченные возможности поиска: не исправляет опечатки, не учитывает раскладку клавиатуры, нет возможности выдавать точные ответы по конкретным запросам и пр.);
- Отсутствует встроенная отчетность по популярности контента, работе поиска и прочтения уведомлений сотрудниками.
Рекомендуемая последовательность действий при выборе альтернативы для Confluence
- изучить материалы отчета CCGuru и определить для себя, есть ли смысл производить сравнение по всем трем продуктам.
- сформировать сравнительную таблицу (чек-лист) по основным ожиданиям от работы вашей новой системы управления знаниями и сформировать соответствующие запросы в перечисленные компании.
- провести детальный анализ полученной информации (возможно, с проведением серии личных интервью с представителями разработчиков) и методом исключения определить подходящую вам компанию.
В завершение стоит сказать, что как бы ни повернулась ситуация в стране и в мире, будущее все равно останется за теми компаниями, которые максимально системно и обдуманно подходят к работе с главной своей ценностью – интеллектуальным капиталом. В материале представлены все необходимые данные и инструменты для выбора решения, альтернативного Confluence. Необходимо лишь объективно оценить текущие потребности и предстоящие задачи в новых условиях нашей реальности.
Использованные источники
- Обзор ключевых Систем Управления Знаниями (KMS) на рынке России, 2021 год
- Российское открытое ПО может перестать работать из-за санкций США и ЕС