Цифровизация
в Федеральной налоговой службе
Статья посвящена вопросам создания, развития и эксплуатации ИТ-инфраструктуры и информационных систем Федеральной налоговой службы (ФНС).
АИС «Налог-3»
Основная статья: АИС «Налог-3»
История
2024
Михаил Мишустин утвердил основные направления госполитики в сфере бухучета и аудита. Госорганы получат ИТ-инструменты для анализа данных
25 ноября 2024 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности. Применять их планируется в качестве «целевого ориентира» при подготовке нормативных правовых актов и других регулирующих и плановых отраслевых документов.
Речь идет, в частности, о дальнейшем развитии государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО). Это общедоступная база данных годовой бухгалтерской отчетности организаций (за исключением госсектора), раскрывающая текущие тренды их финансового состояния, развития регионов и секторов экономики. С целью повышения полезности ГИР БО для широкого круга заинтересованных лиц, как отмечается, необходимо разработать и внедрить специальные ИТ-инструменты, которые позволят проводить сравнительный анализ, настраивать параметры отображения информации и выполнять фильтрацию необходимых данных.
Отмечается, что ГИР БО стал одним из важнейших источников финансовой информации для широкого круга пользователей, включая участников финансового рынка и государственные организации. К концу 2024-го в базе ресурса сосредоточена годовая финансовая отчетность за 2019–2023 годы 2,3 млн экономических субъектов (71% общего количества юридических лиц, сведения о которых включены в единый государственный реестр юридических лиц по состоянию на 1 января 2024 году). В 2023 году количество обращений пользователей в ГИР БО составило 3,7 млн, общее количество скачиваний документов — 30,6 млн, число загрузок отчетности государственными органами — 8,2 млн.CommuniGate Pro: итоги первого года работы законного правообладателя
В условиях сложившейся геополитической ситуации в 2022–2023 годах создан и внедрен механизм защиты информации, содержащейся в ГИР БО, принят порядок ограничения допуска к этой информации и его восстановления, определен перечень лиц, информация о которых не раскрывается. Реализация этого механизма позволяет снизить риски использования финансовой отчетности в целях введения ограничительных мер недружественными государствами и их объединениями. По состоянию на 1 июля 2024 года ограничен доступ к отчетности 19,8 тыс. экономических субъектов.
В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будут:
- Развитие системы стандартов, включая стандарты раскрытия информации об устойчивости в качестве основного инструмента регулирования;
- Расширение функциональности ГИР БО как способа реализации информационных потребностей пользователей;
- Совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
Принятие федеральных стандартов будет сопровождаться разработкой методического обеспечения возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета, в частности, цифровых валют, углеродных единиц и единиц выполнения квот выбросов парниковых газов, деятельности по партнерскому финансированию, информационных ресурсов.
Для дальнейшего развития ГИР БО предлагается расширить его наполнение за счет включения консолидированной финансовой отчетности организаций, раскрываемой информации об устойчивости, а также промежуточной финансовой отчетности. Кроме того, планируется внедрить технологические решения, позволяющие учитывать особенности формирования финансовой отчетности организаций, представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде, расширить перечень инструментов контроля качества отчетности, включаемой в этот информационный ресурс.[1]
Правительство РФ утвердило размещение отчетности компаний по МСФО на сервисе ФНС
7 ноября 2024 года Правительство РФ одобрило законопроект Минфина о размещении отчетности компаний по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) на едином информационном ресурсе Федеральной налоговой службы (ФНС). Такой механизм, как ожидается, позволит комплексно анализировать деятельность организаций и существенно повысит информационную обеспеченность пользователей. Подробнее здесь.
Как цифровизация помогает увеличивать налоговые поступления в бюджет России
Цифровизация налогового администрирования в России способствует значительному росту поступлений в бюджет страны. Об этом говорится в материалах, обнародованных в начале октября 2024 года.
По уровню внедрения информационных технологий Федеральная налоговая служба (ФНС) является одним из лидеров среди российских государственных структур. Благодаря цифровизации, в частности, растут поступления в федеральный бюджет от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В 2023 году этот показатель составил 159,5 млрд рублей, а по итогам 2024 года ожидается на уровне 307 млрд рублей.
В пояснительной записке к законопроекту о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026–2027 гг., который 30 сентября 2024 года внесен в Госдуму РФ, сказано, что в 2025-м поступления в бюджет по статье НДФЛ достигнут 810,5 млрд рублей, а в 2026 году — 920,7 млрд рублей. Такой большой скачок объясняется введенной прогрессивной шкалой налогообложения и внедрением цифровых технологий в области налогового администрирования.
Цифровизация в налоговом администрировании является основным триггером наполнения бюджета, она сегодня заставляет бизнес максимально обеляться, и это позволяет повысить собираемость налогов, — говорит заведующий кафедрой налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Ряховский. |
ФНС использует передовые инструменты, позволяющие упростить работу инспекторов в части выявления недобросовестных налогоплательщиков, перераспределять задания между отделениями из разных регионов в зависимости от их загруженности работой и оказывать высокий уровень услуг населению. Унификация бизнес-процессов налогового контроля с помощью аналитической системы дает возможность отследить всю цепочку движения налога на добавленную стоимость, мгновенно выявлять несоответствия и пресекать мошеннические действия.[2]
Цифровизация налоговой. Глава ФНС представил технологии процесс-майнинга и айтрекинга
В Федеральной налоговой службе (ФНС) России продолжается процесс цифровизации, начатый в 2010 году. Речь идет, в частности, о внедрении электронных сервисов в российское налоговое администрирование и о развитии клиентских платформ. О новых цифровых системах 24 сентября 2024 года рассказал руководитель ведомства Даниил Егоров.
Одним из используемых решений является технология процесс-майнинга, которая позволяет моделировать реальные процессы на основе собранного массива данных. Он включает информацию о действиях внешних пользователей в сервисах ФНС или действиях инспекторов в закрытых контурах. Система формирует «цифровой слепок» реального процесса, который удобно анализировать. В частности, в автоматическом режиме могут выявляться сложности на разных этапах и их причины. Это дает возможность оптимизировать процессы, сокращать время оказания услуг налогоплательщикам и снижать трудозатраты работников.
По словам Егорова, внедрение процесс-майнинга позволило, например, добиться сокращения среднего времени обработки деклараций 3-НДФЛ с четырех месяцев до 16 дней. Кроме того, при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения была выявлена возможность ускорения этапа проверки инспектором представленных документов на 40%.
Еще одна новая цифровая технология — система айтрекинга, предназначенная для улучшения пользовательского интерфейса. Она фиксирует данные о том, куда конкретно на экране смотрит пользователь, и как долго. С помощью айтрекинга можно, например, выявить, что важные элементы находятся в зонах, куда пользователь не смотрел, и соответствующим образом оптимизировать веб-сайт. Кроме того, технология позволяет определить сложности взаимодействия с продуктом. Так, если взгляд многократно пробегает по экрану в поисках или текст перечитывается снова и снова, это чаще всего свидетельствует о необходимости анализа причины такого восприятия.[3]
Автоматические налоговые вычеты: Глава ФНС рассказал о планах цифровизации ведомства
Федеральная налоговая служба РФ (ФНС) внедряет новую технологию выплаты налогового вычета — он будет начисляться гражданам автоматически без необходимости подачи каких-либо документов. Об этом глава ведомства Даниил Егоров 6 августа 2024 года сообщил председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину.
Егоров рассказал о цифровизации ФНС и совершенствовании налоговой системы. Речь идет, в частности, о модернизации информационных систем. Разрабатывается сервис, который значительно упростит получение налоговых вычетов.
Мы готовим такую технологию: если человек не обратился за стандартным вычетом к работодателю, то тогда налоговая служба сама проактивно все подготовит в электронном виде для него. И человеку останется только выбрать счет, на который ему переведут этот вычет, — говорит Егоров. |
Кроме того, реализуется проект под названием «Старт бизнеса онлайн». Это услуга с использованием биометрии, которая включает электронную регистрацию бизнеса, получение электронной подписи без личного присутствия и дистанционное открытие счета в кредитной организации. Сервис позволяет упростить и ускорить создание готового к работе бизнеса: фактически на оформление требуется только один день.
На сайте ФНС внедрены три новых электронных сервиса для интеграции информационных систем участников налогового мониторинга с АИС «Налог-3». Один из них позволяет передавать информацию о полученных налогоплательщиком мерах государственной поддержки (субсидии и гранты), влияющих на деятельность компании. Второй сервис предоставляет возможность получать информацию от налогоплательщика о макроэкономических факторах, включающих санкционные ограничения. Третий сервис предназначен для направления сведений об инвестиционных проектах.[4]
Kraftway поставит ФНС защищенные компьютеры на 260 млн рублей
В июле 2024 года стало известно о заключении контракта между Федеральной налоговой службой России и компанией Kraftway на поставку защищенных компьютеров. Сумма сделки составила ₽263 млн. Подробнее здесь
2023
ФНС сократила число проверок бизнеса вдвое благодаря цифровизации
По состоянию на середину 2024 года Федеральная налоговая служба России (ФНС) запустила более 70 цифровых сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов. Об этом говорится в материалах ведомства, обнародованных 2 июля 2024-го.
Отмечается, что ФНС является лидером по внедрению инноваций и цифровых технологий среди государственных ведомств. Одним из направлений цифровизации является применение инструментов дистанционного контроля. Благодаря таким системам количество выездных налоговых проверок в 2023 году сократилось почти в два раза по сравнению с предыдущим годом — с 10,2 тыс. до 5,4 тыс. А в течение первого полугодия 2024-го падение составило еще 28%. Ожидается, что в дальнейшем число контрольных мероприятий продолжит сокращаться.
ФНС развивает функциональность личных кабинетов физических и юридических лиц. Суммарное количество их активных пользователей по итогам 2023 года достигло почти 55 млн. Через личный кабинет физлица в числе прочего могут направлять электронные декларации для получения вычетов. Причем время предоставления услуги сократилось в несколько раз — в среднем с четырех месяцев до шести–семи рабочих дней. Как отметил руководитель ФНС Даниил Егоров, такой результат достигнут благодаря анализу бизнес-процессов и оптимизации процедур.
В свою очередь, бизнес с помощью личного кабинета может в электронном виде подавать документы на регистрацию, получать справки об отсутствии долгов, отслеживать объем налога на добавленную стоимость, заявленный к возмещению, и пр. В 2023 году предприниматели вернули в свой оборот почти 5 трлн рублей НДС против 4,6 трлн рублей в 2022-м. Кроме того, запущен комплексный сервис «Старт бизнеса онлайн». В рамках одной услуги можно зарегистрировать бизнес, получить электронную подпись без личного обращения в Удостоверяющий центр ФНС и открыть счет в банке.[5]
От ФНС потребовали объяснить, почему её сервисы для юрлиц предназначены только пользователям Windows и MacOS
В телеграмм-канале зампреда комитета Госдумы по информполитике Антона Горелкина 24 ноября появилось сообщение о том, что Федеральная налоговая служба ограничивает использование отечественных операционных систем юридическими лицами. Проблема в том, что на сайте ФНС не опубликованы инструкции для подключения к «Личному кабинету налогоплательщика юридического лица» с помощью отечественных операционных систем. Подробности
Глава ФНС рассказал о результатах цифровизации налоговой
По итогам 2023 года в рамках комплексной программы цифровизации Федеральная налоговая служба (ФНС) внедрила полностью новую систему платежей. Кроме того, благодаря автоматизации процессов количество проверок сократилось в два раза по сравнению с 2022-м. Об этом 21 ноября 2023 года сообщил глава ведомства Даниил Егоров.
Реформа платежной платформы позволила сформировать для каждого налогоплательщика один счет в налоговой, а поэтому отпадает необходимость распределять деньги по бюджетам страны — этот процесс берут на себя ФНС и Казначейство. Внедрение данной системы привело к многократному сокращению так называемых «невыясненных платежей», когда люди ошибаются в назначении платежа. Если в 2022 году объем таких невыясненных транзакций оценивался в 670 млрд рублей, то в 2023-м он составил приблизительно 28 млрд рублей. Таким образом, зафиксировано сокращение в 24 раза.
Вместе с тем упразднена система зачетов: бухгалтерам больше не нужно пытаться сбалансировать бюджеты юрлиц и индивидуальных предпринимателей, чтобы не возникало технического долга (когда в одном бюджете переплата, а в другом — недоимка). Такая ситуация может обернуться начислением пени и возникновением риска блокировки счета. Егоров отмечает, что на начало 2023-го число технических должников составляло примерно 1,9 млн, а к ноябрю указанного года их количество сократилось до 900 тыс. Соответствующей пени в 2022 было начислено 5 млрд рублей, а в 2023 году — ноль.
Совместно с губернаторами ФНС разработала новую систему информирования — специализированную платформу поставки данных. Она включает больше 215 видов сведений, которые дают общую картину об экономике региона.
Количество проверок со стороны ФНС с января по октябрь 2023 года включительно зафиксировано на уровне 4 тыс. Это в два раза меньше по сравнению с показателем за аналогичный период 2022-го, когда было осуществлено около 8 тыс. проверок.[6]
ФНС России потратит миллиарды рублей на обновление оборудования Cisco, IBM и Huawei
5 октября 2023 года Федеральное казенное учреждение «Налог-сервис», подведомственное Федеральной налоговой службе России (ФНС), объявило тендер на «оказание услуги по системно-техническому обслуживанию оборудования и программного обеспечения». Речь идет, в частности, об обновлении серверов, коммутаторов, межсетевых экранов, дисковых массивов и других аппаратных решений в составе автоматизированной информационной системы (АИС) ФНС. Подробнее здесь.
2022
Путин разрешил получать ИНН на Госуслугах
В конце мая 2022 года президент России Владимир Путин подписал закон, которым разрешил гражданам страны получать идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) через единый портал Госуслуг. Подробнее здесь.
Операторы ЭДО помогут в выдаче квалифицированных электронных подписей
Операторы ЭДО помогут ФНС в выдаче квалифицированных электронных подписей. Об этом 16 марта 2022 года сообщил СКБ Контур. Подробнее здесь.
2021
ФНС запустила систему машиночитаемых доверенностей на блокчейне
Федеральная налоговая служба (ФНС) запустила систему машиночитаемых доверенностей с использованием технологии блокчейн. Об этом в ноябре 2021 года сообщил глава ведомства Даниил Егоров. Подробнее здесь.
Старт эксперимента по переводу микробизнеса на автоматизированную систему налогообложения
В России начинается эксперимент по переводу микробизнеса на автоматизированную систему налогообложения. Об этом 17 ноября 2021 года сообщил на заседании правительства премьер-министр России Михаил Мишустин. Подробнее здесь.
Создание соцсети для обмена налоговой тайной
В октябре 2021 года стало известно о создании в России социальной сети для обмена налоговой тайной. Разрабатываемый ФНС сервис получил название «Климат-контроль», он находится в опытной эксплуатации. Подробнее здесь.
ФНС создает ИТ-систему для определения нормы налоговой нагрузки для компаний
Как стало известно в начале августа 2021 года, ФНС создает систему для определения нормы налоговой нагрузки для компаний. Аналитический комплекс получил название «Налоговый потенциал». Подробнее здесь.
Налогоплательщик как на ладони. ФНС наметила цифровизацию, повышающую прозрачность и простоту сбора налогов
Министр финансов РФ Антон Силуанов утвердил план деятельности ФНС на 2021 год[7]. Об этом сообщила ФНС 26 февраля. Документ включает обширный список мероприятий, связанных с цифровыми технологиями. Одним из наиболее глобальных можно назвать разработку концепции автоматизированной информационной системы ФНС четвертого поколения (АИС «Налог-4») с учетом динамического внешнего окружения и импортозамещения.
Еще один масштабный проект – запуск до конца 2021 года в промышленную эксплуатацию единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ (ФГИС ЕРН). В апреле 2020 года в ФНС поясняли, что он будет содержать более 30 видов сведений о гражданах, но информация о доходах и налоговых поступлениях в нем учитываться не будет.
Доступ к этим сведениям о себе получит каждый гражданин в целях удобства, как заявляли в ФНС. Власти рассчитывают, что регистр должен позволить быстро оказывать материальную и социальную адресную поддержку семьям и домохозяйствам, а также значительно сократить время оказания госуслуг без требования избыточных бумаг[8].
Впрочем, в пояснительной записке к законопроекту об этом регистре среди целей упоминался также переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц, повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России.
Cогласно утвержденному плану на 2021 год, будет автоматизирован процесс налогообложения физлиц с доходов в виде процентов по банковским вкладам, следует из опубликованного документа. Напомним, что в России с 1 января 2021 года введен налог на доходы по вкладам свыше 1 млн рублей. ФНС создаст сервис по приему от банков сведений о полученном процентном доходе физлица.
Еще ФНС создаст цифровую платформу для обмена сведениями о налогоплательщике при оказании финансовых и иных услуг. В плане она называется «цифровой платформой оценки налогоплательщика на основе данных ФНС России».
В числе других проектов, нацеленных на граждан – создание сервиса упрощенного получения налоговых вычетов (имущественных и инвестиционных) налогоплательщиками-физлицами. Для этого будет автоматизировано взаимодействие с кредитными организациями. Ранее в ФНС также рассказывали, что планируется объединить личный кабинет с данными онлайн-касс, чтобы позволить пользователям видеть информацию о своих покупках в налоговых кабинетах и заявлять о вычетах буквально нажатием одной кнопки.
А в рамках федерального проекта «Создание благоприятных условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» ФНС планирует в 2021 году внедрить систему «УСН-Онлайн» для автоматического учета доходов в оперативном режиме. Это исключит обязанность предоставления налоговой декларации для субъектов малого и среднего предпринимательства. Таковых в ФНС насчитывают 1,2 млн в России. Налоговый орган будет исчислять налог самостоятельно на основе данных, полученных от онлайн-касс[9].
Также запланирован запуск программного обеспечения в АИС «Налог-3», автоматизирующего функцию контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ. Это делается для того чтобы обеспечить полноту учета выручки в целях правильного формирования налогооблагаемой базы и повысить качество дистанционного автоматизированного контроля, говорится в плане деятельности налоговой на 2021 год.
На 2021 год также запланировано создание нового единого сводного реестра задолженности по платежам в бюджет. И как бы дополняет это мероприятие инициатива ФНС совместно с Федеральной службой судебных приставов (ФССП) разработать план по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам.
Часть мероприятий, связанных с ИТ, касается досудебного урегулирования споров. Так, на июнь 2021 года запланирован ввод в эксплуатацию специального ПО в АИС «Налог-3» – «Налоговые споры». Оно позволит получать, обрабатывать, вести учет, анализировать и передавать данные о возникновении споров. Кроме того, будет разработан порядок рассмотрения жалоб посредством видеоконференцсвязи.
Также с 1 июля 2021 года ФНС планирует ввести в эксплуатацию национальную систему прослеживаемости товаров, которая займется сбором, учетом, хранением и обработкой сведений о товарах для борьбы с контрабандой. Ранее предполагалось, что эта система в России заработает с 1 января 2021 года, но в январе Минфин предложил отсрочить запуск, поскольку бизнесу и уполномоченным ведомствам нужно больше времени, чтобы подготовиться к ее введению.
Согласно плану ФНС, в 2021 году уровень удовлетворенности госуслугами ведомства должен составлять не менее 90%. Уровень удовлетворенности качеством госуслуг – это доля оценок «хорошо» и «отлично», выставленных гражданами ведомству.
Старт выдачи бесплатных ЭЦП
Как стало известно в январе 2021 года Федеральная налоговая служба (ФНС) России будет бесплатно выдавать электронные цифровые подписи (ЭЦП) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Подробнее здесь.
2020
Минцифры представило список ИИ-проектов министерств и ведомств
Как стало известно 16 декабря 2020 года, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ подготовило список ИИ-решений, которые в 2023–2024 годах будут внедрять в российских ведомствах. ФНС внедрит голосового ассистента для консультаций, а также создаст классификаторы по вновь поступающим вопросам и товарным наименованиям. Подробнее здесь.
Минфин предложил ЦБ и ФНС обменяться банковской и налоговой тайнами
В середине декабря 2020 года стало известно о решении Министерства финансов РФ организовать обмен банковской и налоговой тайнами между ЦБ и ФНС в целях борьбы с уходом от налогов. Минфин опубликовал два соответствующих законопроекта.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на пояснительную записку к документу, обмен данными о налогоплательщиках между ЦБ и ФНС необходим потому, что недобросовестные налогоплательщики, реализуя политику агрессивного налогового планирования, применяют все более сложные схемы ухода от налогообложения, характеризующиеся высокой латентностью».
К 16 декабря 2020 года ФНС в обязательном порядке получает от банков сведения об открытии или закрытии счетов, а также об изменении реквизитов в рамках валютного контроля. Информацию об операциях по счетам налоговики могут узнать только по отдельному запросу. Если же новые предложения Минфина будут приняты, необходимость в запросе пропадет, так как данные будут передаваться в рамках регулярного информационного обмена.
Пока информационный обмен между ФНС и ЦБ идет на «минимальных оборотах», утверждают опрошенные изданием представители банковского сообщества. Они уверены, что в случае принятия поправок он значительно усилится, ведь при желании налоговики смогут затребовать всю информацию о банках и клиентах, которая есть у Центробанка.
По словам директора юридического департамента МКБ Ирины Гудковой, после принятия поправок ЦБ будет вправе сообщать сотрудникам налоговых органов широкий круг сведений, ставших известными ему в рамках надзорной деятельности. В самом ЦБ новые горизонты регулирования комментировать не стали.
Задуманный Минфином «обмен тайнами» укладывается в ранее объявленные планы работы ФНС «с большими данными» и делает отношения государства и налогоплательщика «гораздо более прозрачными», пишет «Коммерсантъ».[10]
Российский налоговый мониторинг признан лучшей международной практикой
В рамках международного Форума по налоговому администрированию (FTA) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), собравшего руководителей налоговых администраций из 53 стран, в декабре 2020 года был опубликован доклад «Налоговое администрирование 3.0: Цифровая трансформация налогового администрирования». Документ обобщает лучшие международные практики по цифровой трансформации налогового администрирования[11]. Налоговый мониторинг ФНС России включен в доклад как один из семи примеров лучшей международной практики по выстраиванию цифрового взаимодействия между государством и бизнесом. Помимо него, в этот список вошел опыт Сингапура, Норвегии, Австралии, Испании, Финляндии и Кении.
Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, в рамках которой организации предоставляют удаленный доступ к своим учётным системам. В таких условиях государственный механизм незаметно встраивается в ИТ-системы налогоплательщиков. Налоговый мониторинг требует от организаций высокого уровня технологической зрелости и автоматизации бизнес-процессов.
За пять лет проведения налогового мониторинга в РФ количество его участников увеличилось в 30 раз. В 2021 году налоговой мониторинг будет проводиться в отношении 209 компаний из 15 отраслей, привела данные ФНС.
Участники заседания отметили, что технологии «бесконтактной» работы с налогоплательщиками в режиме реального времени – основа налогового администрирования будущего.
Цифровизация – это путь, который требует серьезной совместной работы, но в итоге позволит создать среду доверия между налоговыми органами и налогоплательщиками, – заявила начальник управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова[12]. |
На примере ФНС России на форуме было рассмотрено создание налоговой администрации будущего. По данным доклада руководителя ведомства Даниила Егорова, одним из главных направлений при этом является цифровизация контроля за НДС вплоть до реализации товаров конечным покупателям. По данным ФНС России, она позволила в 19 раз снизить налоговый разрыв и обеспечить доходы бюджета, в том числе в условиях пандемии.
Это стало предпосылкой для проекта по созданию единой системы электронного документооборота, которая позволит автоматически исчислять налог за счет доступа к первичным документам в реальном времени. Это исключит нагрузку по предоставлению налоговой отчетности и расчету налогов для бизнеса, - отметил Даниил Егоров. |
Он также обратил внимание на важность и необходимость международного обмена лучшими практиками для обеспечения экономического роста. Так, в рамках технологического содействия ФНС России помогает иностранным государствам имплементировать российскую систему автоматического контроля НДС, что позволяет модернизировать их информационные системы и бизнес-процессы[13].
ФНС получит онлайн-доступ к бухгалтерской и налоговой отчётности среднего бизнеса
20 августа 2020 года стало известно о том, что Федеральная налоговая служба (ФНС) получит онлайн-доступ к бухгалтерской и налоговой отчётности компаний, представляющий средний бизнес. Соответствующий поправки в Налоговый кодекс вносит Минфин. Подробнее здесь.
Доходы самозанятых в Чувашии будут автоматически подсчитываться в мобильном приложении
26 мая 2020 год в Чувашии был принят закон об упрощенном для самозанятых налоговом режиме, в рамках которого для этой категории трудящихся будет создано специальное предложение для автоматического учёта доходов. Подробнее здесь.
Регистрация ИП и вычет НДФЛ по упрощённой схеме. ФНС рассказала о новых цифровых сервисах
14 мая 2020 года стало известно о новых цифровых услугах, которые готовятся к запуску Федеральной налоговой службой (ФНС). Один из проектов — развитие удостоверяющего центра (УЦ), который обеспечит сертификатами квалифицированной электронной подписи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
В ведомстве ожидают, что в 2021 году в УЦ обратится 35% от общего числа нуждающихся в таких услугах, а в 2022 году УЦ будет обрабатывать уже 100% запросов ИП, юрлиц и нотариусов.
Следующий сервис связан с упрощенной процедурой вычета НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика. Предполагается, что в 2021 году ею будут охвачены около 900 тыс. человек (порядка 10% от числа обращающихся за вычетом в год).
«Коммерсантъ» пишет, что из-за разного рода проблемных моментов (недостаточная численность сотрудников ФНС и неготовность банков к информационному сотрудничеству в электронном виде) до 2022 года предполагается лишь отработать практику без расширения самой системы вычетов.
Третий проект — упрощенная процедура регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП). Однако для его реализации потребуется внести изменение в закон о госрегистрации компаний и предпринимателей. Запустить процедуру регистрации через мобильное приложение интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физлиц» предполагается в декабре 2020 года. До конца года в цифровом формате смогут зарегистрироваться до 10 000 индивидуальных предпринимателей. Количество таких пользователей в 2021-му может составить 150 000 человек.
ФНС подготовила план исполнения трех крупных цифровых проектов, затрагивающих бизнес и граждан, по итогам состоявшегося в апреле 2020 года совещания в правительстве под руководством зампреда правительства Дмитрия Григоренко.[14]
ФНС запустил для компаний электронный кошелек для оплаты налоговых долгов
21 февраля 2020 года стало известно о запуске Федеральной налоговой службой (ФНС) России электронного кошелька для оплаты налоговых долгов компаниями.
Очень долго представление о том, что наша задача – собрать как можно больше налогов, деформировала нашу работу, приводила к тому, что мы искали способы как можно больше доначислить [налогов], и мешала нам оценить, как делать сервисы, чтобы люди платили сами, — заявил руководитель ФНС Даниил Егоров на заседании коллегии службы и рассказал о новых инструментах службы (цитата по «Ведомостям»). |
По его словам, ФНС решила распространить на индивидуальных предпринимателей и компании систему выплаты единого налогового платежа, которая с начала 2019 года доступна для граждан. Компаниям из разных сфер часто нужны справки о наличии задолженности по налогам, единый налоговый платеж через электронный кошелек позволит быстро расплатиться по возникшему долгу, объяснил Егоров. Даже при небольшой задолженности компании могут столкнуться с блокировкой счетов, претензиями, а электронный кошелек позволит быстро решить такие проблемы с долгами по всем налогам.
Как пишет издание со ссылкой на опрошенных экспертов, похожая система для бизнеса есть у Федеральной таможенной службы (ФТС): можно зачислить деньги на единый лицевой счет, с которого в том числе можно списать авансы при ввозе товаров на таможенную территорию. Но мотивировать бизнес пользоваться таким кошельком для выплаты самих налогов будет сложно: бизнес вряд ли захочет забирать из оборота деньги, чтобы они просто лежали на счете.
Даниил Егоров пообещал и дальше развивать онлайн-сервисы ФНС — они должны решать более сложные, комплексные задачи, а сами сервисы нужно внедрять в чужие ИТ-платформы, интересные компаниям и людям, например по аренде жилья, найму водителей.[15]
2019
Ключевые ИТ-поставщики, на которых опиралась ФНС под руководством Михаила Мишустина
Назначенный в январе 2020 года премьер-министром Михаил Мишустин почти 10 лет возглавлял Федеральную налоговую службу (ФНС) и добился впечатляющих результатов ее цифровизации. Под его руководством была создана мощная технологическая база службы, развиваются электронные сервисы, позволяющие налогоплательщикам большинство вопросов с налоговой решать удаленно. За счет ряда внедренных систем в несколько раз сократилось количество налоговых проверок.
TAdviser решил проанализировать, на каких ИТ-поставщиков опиралась ФНС. Для этого были изучены 100 крупнейших профильных закупок ведомства за 2017-2019 гг. в категории «компьютеры и ПО», тендеры на продукты и услуги в области связи не учитывались. Для получения информации о закупках TAdviser использовал официальный портал госзакупок и базу данных «Контур.Фокус», где аккумулируются данные о них.
Помимо закупок ИТ-продуктов и услуг напрямую, ФНС также осуществляет их через еще три подведомственных ей организации: Главный научный инновационный внедренческий центр (ГНИВЦ), Межрегиональная инспекция ФНС по централизованной обработке данных, «Налог-Сервис». В последние три года самые крупные тендеры, объемом почти до миллиарда рублей на один, проходили через саму ФНС и «Налог-Сервис».
По результатам анализа TAdviser выявил топ-5 ИТ-подрядчиков ФНС по совокупному объему заключенных с ними госконтрактов в 2017-2019 гг.:
- IBS – 5 067 358 114 рублей
- «Форс» - 5 000 435 940 рублей
- «Компьюлинк» - 2 234 092 755 рублей
- «Системный софт» - 1 911 883 469 рублей
- «Инлайн технолоджис» - 1 804 509 412 рублей
IBS, в частности, оказывает налоговой услуги по обслуживанию оборудования и ПО АИС ФНС и других систем, занималась созданием аналитической подсистемы АИС ФНС, участвовала в создании ИТ-инфраструктуры реестра ЗАГС и впоследствии - единого регистра населения России на его основе и др.
Примечательно, что крупнейший за последние три года тендер ФНС на закупку серверного оборудования объемом около 600 млн рублей выиграла компания, ранее входившая в состав IBS, - Depo Computers.
Анализ TAdviser также показал, что IBS является лидирующей компанией по совокупному объему заключенных с ней ИТ-госконтрактов из 100 крупнейших в Мингосуправления Московской области за то время, когда ведомство возглавлял Максут Шадаев. После того как Михаил Мишустин занял пост премьер-министра, Шадаева назначили главой Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
В числе крупнейших контрактов «Форс», - связанные с созданием и модернизацией систем в рамках АИС «Налог-3», услугами по обслуживанию оборудования и ПО ФНС.
«Компьюлинк» также принимал участие в крупных проектах по созданию и модернизации различных элементов АИС «Налог», в том числе ее внешних сервисов, поставлял оборудование и ПО для модернизации ИТ-инфраструктуры сегмента прикладного программного обеспечения ФНС.
А по числу заключенных с ФНС госконтрактов в 2017-2019 гг. топ-5 поставщиков несколько отличается:
- IBS – 9
- «Элвис-Плюс» - 7
- «Форс» - 7
- «В1с3: Тактические Решения» - 6
- «Барс Груп» - 5
«Элвис-Плюс», например, поставлял программно-аппаратные комплексы защищённых компьютеров Единого государственного реестра ЗАГС, предоставлял ПО для АИС «Налог-3», оказывал услуги по поддержке ПО. «В1с3: Тактические Решения» заключал с ФНС контракты на поставку различных решений в сфере информационной безопасности, в том числе для АИС «Налог-3». А в случае с «Барс Груп» крупнейшие контракты связаны с работами по сопровождению информационных систем Минфина, осуществляемыми через ФНС.
Примечательно, что на тендерах самой ФНС частым победителем является ГНИВЦ, обходя крупные ИТ-компании. Конкуренцию ему в борьбе за прямые контракты с ФНС пытались составить, в том числе, IBS, «Форс», «АйТи», «Компьютел», «Логика бизнеса» и другие, но за последние три года не было ни одного тендера, где интеграторы обошли бы ГНИВЦ.
Часто этот центр и вовсе оказывается единственным участником открытых конкурсов и электронных аукционов. Впоследствии к поставке товаров и услуг он нередко привлекает субподрядчиков.
ГНИВЦ, в свою очередь, имеет тенденцию приобретать товары и услуги в области компьютеров и ПО, проводя закупки у единственного поставщика. Так, 325 из 400 госконтрактов в этой категории в 2017-2019 гг. центр заключил с подрядчиками как с единственными поставщиками. В числе таких подрядчиков по крупнейшим контрактам за 2017-2019 гг. - «Барс Груп», Luxoft, «Касандра Груп», «Ай-Форс», «Софтконсалт (Softconsult)» и другие.
В интервью телеканалу «Россия 24» в ноябре 2019 года Михаил Мишустин отмечал, что в России есть пять технологических решений, на основе которых строится система налогового администрирования и которыми интересуются даже налоговики за рубежом. Первое – это линейка личных кабинетов. Это важный инструмент бесконтактного общения с налоговой, единое окно, где можно получить всю информацию о налогоплательщике. Эта технология, по оценке Мишустина, сегодня наиболее востребована.
Второе - контрольно-кассовая техника онлайн. Это решение позволило совсем по-другому увидеть розницу, делать предиктивную аналитику, получить массивы информации, которая в дальнейшем будет применяться для расчета индексов потребительских цен, территориального планирования. А предпринимателю оно дает систему контроля за своим бизнесом.
Третье - автоматизированная система контроля за возмещением НДС (АСК НДС). Она позволяет автоматически определять налоговый разрыв между входным и выходным НДС на основе деклараций.
Четвертое - технология налогового мониторинга без выездных проверок. Ее применение возможно, когда налогоплательщик полностью открывает свою учетную систему для налоговой службы. В любой момент можно получить информацию от налоговой, оценку налоговой отчетности. По состоянию на начало года ее внедрили пока в основном компании с госучастием.
И, наконец, пятое - система налогового администрирования для самозанятых граждан. Она использует мобильное приложение для самозанятых лиц, через которое они могут решать налоговые вопросы профессионального дохода без необходимости ходить куда-то.
Налоговые органы стран СНГ будут обмениваться данными в электронном виде
В декабре 2019 года Правительство РФ внесло на ратификацию протокол электронного обмена данными о налогах со странами СНГ.
Этот документ предполагает обмен сведениями о доходах компаний и физлиц, полученных в другом государстве, а также об их транспортных средствах и недвижимом имуществе, находящихся за рубежом.
Авторы инициативы уверены, что взаимообмен информацией по налоговым вопросам в электронном виде станет дополнительным инструментом для сокращения теневой экономики, противодействия противозаконному сокрытию капиталов за рубежом и борьбы с уклонением от налогообложения.
Рабочая группа Координационного совета руководителей налоговых служб государств–участников СНГ разработала и утвердила форматы обмена информацией. Создать программное обеспечение и провести тестовый обмен информацией планируется в августе 2020 года, а в 2021-м — перейти на промышленную эксплуатацию системы.
Чтобы вступить в силу, протокол должен пройти ратификацию как минимум в трех странах. Этот процесс к середине декабря 2019 года завершился в Казахстане и Кыргызстане.
Налоговые органы стран СНГ будут обмениваться данными в электронном виде по открытым каналам связи с применением средства криптографической защиты информации «Криптон-Анкад», обеспечивающего безопасность информационного обмена, либо другого инструмента, которые согласуют страны.
К концу 2019 года ФНС России в автоматическом режиме обменивается информацией о финансовых счетах с более чем 70 юрисдикциями.
В отчетах раскрываются имя, номер счета, баланс, данные о движении средств за год, инвестиционные доходы, прибыль от продажи акций, проценты по вкладам, облигациям и т.д. Сравнение этих данных с декларациями помогает выявить налоговые нарушения. Автообмен должен стать стимулом к деофшоризации наряду с ужесточением требований к прозрачности в низконалоговых юрисдикциях, уверены в ФНС.[16]
Как ИТ помогают ФНС улучшить контроль и ужесточить борьбу с однодневками
Выступая на мероприятии в Москве в октябре 2019 года, Константин Новоселов, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, рассказал о влиянии технологий на развитие налогового контроля.
Борьба с уклонением от социальных платежей с помощью цифрового анализа
9 октября 2019 года стало известно о решении Федеральной налоговой службой (ФНС) бороться с уклонением от социальных платежей на уровне всей страны с помощью цифрового анализа общеэкономических данных. Ведомство намерено легализовать теневую экономику и предотвратить её рост.
О новой инициативе рассказала заместить главы ФНС Светлана Бондарчук в рамках проведённого в Самаре семинара, который проводился для налоговых подразделений и администраций Приволжского федерального округа.
Представленная во время выступления презентация продемонстрировала возросшую в связи с цифровизацией ФНС и появлением легко анализируемого массива экономической информации возможность применения риск-ориентированного подхода при проверках налогоплательщиков.
Общеэкономические данные ФНС при вычислении теневой зарплаты использовала и ранее, однако сводки Росстата и облстаткомитетов не давали полноценной детализации информации и возможности привлечения косвенных показателей.
По словам Светланы Бондарчук, налоговый орган хочет «переломить негативный тренд» распространения серых зарплат. Из-за этой тенденции зарплаты россиян часто оказываются не только ниже МРОТ, который к октябрю 2019 года составляет 11 280 рублей в месяц, но и ниже прожиточного минимума (11 653 рубля). По данным ФНС, такая ситуация наблюдается и в маленьких компаниях, и в крупных предприятиях с большим количеством работников.
Как пишет «Коммерсантъ», используя новую методику, налоговики будут вполне прицельно вычислять компании, которые рассматривают теневую зарплату как конкурентное преимущество и допустимый временный фактор быстрого роста.
В публикации также говорится, что ФНС, увеличившая свои возможности за счет цифровизации, учитывает новые риски для налоговой базы, создаваемые общей цифровизацией экономики и появлением платформенных бизнесов, в том числе в регионах РФ.
Пока эти риски виртуальны, однако скорости распространения, например, аутсорсинговых решений, цифровых платформ в логистике, сервисе, профуслугах способны изменять картину в отраслях за несколько лет.[17]
2018
ФНС переходит к «полностью цифровой организации» процессов администрирования
В декабре 2018 года глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин провел презентацию о будущем налогового администрирования в рамках форума «Цифровые вершины» — финала ежегодного конкурса проектов цифровизации в государственных структурах и бизнесе, организованном РАНХиГС, агентством «Цифровые вершины» и Департаментом информационных технологий Москвы.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на презентацию и выступление Мишустина, ФНС переходит к «полностью цифровой организации» процессов администрирования. На первой (завершившейся) стадии «модели цифровой зрелости» для ведомства процесс цифровизации выражался созданием последовательно веб-сайтов, веб-порталов и персональных электронных сервисов, на второй (проходит к концу 2018 года) — мобильными приложениями и индивидуальными проактивными сервисами.
По словам Михаила Мишустина, после полной цифровизации будет создана «адаптивная платформа» налогового администрирования, которая будет работать исключительно с цифровыми источниками данных и с цифровыми идентичностями налогоплательщиков, оперирующую в режиме реального времени и со встроенным налоговым комплаенсом.
Глава ФНС говорит, что налоговые сервисы должны в перспективе быть полностью интегрированы в бизнес-среду, налоговые обязательства будут исполняться автоматически, экономика обретет прозрачность. Граница перехода к «новой прозрачности» в версии ФНС — практическая реализация в экономике интернета вещей (IoT) в 2025–2035 гг.
В перспективе 10–15 лет ФНС видит себя как сервисную службу, чья ИТ-инфраструктура тесно взаимодействует в режиме реального времени с «цифровыми процессами» внутри компании-налогоплательщика, в том же режиме проверяя корректность уплаты налогов («автоматическое выполнение налоговых обязательств без усилий»).[18]
Глава ФНС: Благодаря «аналитическим системам» бюджет получил 345 миллиардов
В 2018 г. российская казна получила дополнительные 345 млрд руб. благодаря использованию инструментов аналитики. Об этом в ноябре 2018 года сообщил на встрече с Владимиром Путиным глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин. Стенограмма встречи опубликована на сайте президента России[19].
Мишустин сообщил, что за первые 10 месяцев 2018 г. в федеральный бюджет поступило 17,6 трлн руб. Это на 22,9% или 3,3 трлн руб. больше, чем за аналогичный период предыдущего года. К концу года ожидается прирост в размере 4 трлн руб., отметил он. Половину прироста составляют не нефтегазовые доходы.
«В первую очередь важно то, что мы стараемся это делать методом аналитики — снижаем количество проверок очень серьезно: 345 миллиардов рублей поступило дополнительно за счет таких вот аналитических средств», — прокомментировал Мишустин процесс наполнения бюджета.
По словам Мишустина, применение методов аналитики существенно снижает количество проверок. Из аналитических инструментов он упомянул автоматизированную систему контроля за возмещением НДС. Глава ФНС напомнил, что по поручению президента эта система была сопряжена с таможенной службой — основной этап сопряжение уже завершен.
«Сегодня мы получаем по импорту товаров на территорию Российской Федерации всю таможенную стоимость в нашу информационную систему и уже 100% вычетов по НДС по соответствующим товарам, которые по импорту идут, видим», — пояснил он. Таким образом, ФНС может видеть появление всех импортируемых товаров, также как и экспорт товаров при возмещении НДС.
Еще одним важным достижением в процессе сопряжение систем Мишустин считает то, что ФНС обменялась с таможенной службой системой управления рисками, что позволяет в настоящий момент «достаточно аккуратно» вести скоординированную деятельность. ФНС и таможня теперь видят одинаковые профили налогоплательщиков, что дает возможность понять, какие вопросы могут возникнуть к этому лицу у другой службы.
Третьим важным элементом стало то, что ведомства скоординировали свои проверки, отметил Мишустин. По аналитическим данным, предоставленным таможенной службой, ФНС видит около 77 млрд руб. без специальных проверок, пояснил он.
«Нужно обязательно договориться с нашими инопартнерами, чтобы их таможенные органы давали нам объективные данные по стоимости товаров, экспортируемых в Россию, чтобы вы вместе с таможней могли это учитывать», — предложил в свою очередь президент.
Онлайн-кассы
Также глава ФНС сообщил, что в России разворачивается вторая волна перехода бизнеса на онлайн-кассы. В общей сложности такие кассовые аппараты установлены уже у 835 тыс. налогоплательщиков. Общее количество функционирующих онлайн-касс в России составляет 2,3 млн, что в два раза больше, чем было до кассовой реформы.
Онлайн кассы дают возможность контролировать в рознице объем средств в размере 2,5 трлн руб. в месяц. «И мы видим где-то на 60%, что розница растет, то есть в этой системе она абсолютно прозрачная», — поясняет Мишустин. По его словам, технология передачи данных в налоговую службу онлайн также «хорошо используется» и «дает кумулятивный эффект обеления соответствующей отрасли в рознице».
Онлайн-кассы в торговле
В июле 2016 г. вступили в силу поправки в 54-ФЗ, регулирующий применение контрольно-кассовой техники (ККТ) и порядок взаимодействия торговых предприятий с ФНС. С 1 июля 2017 г. все организации, использующие ККТ, были обязаны начать передавать данные о продажах в налоговую службу через операторов фискальных данных в режиме онлайн.
На начало 2017 г. в режим онлайн было переведено порядка 20 тыс. касс (из, по различным оценкам, от 1,5 до 2,5 млн единиц кассовой техники по всей России).
Переход на онлайн-кассы первыми начали осуществлять крупнейшие участники рынка, такие как «Роснефть», «Ашан», «Перекресток», «Азбука вкуса», «Детский мир» и другие.
В конце 2017 г. произошел масштабный сбой, затронувший порядка 9% российского ритейла. Причиной стала некорректная работа фискальных накопителей «Штрих-М» – одного из популярнейших российских производителей ККТ. Затронутыми оказались как накопители самой «Штрих-М», так и устройства, произведенные связанными с ней структурами «РР-Электро», «Тринити» и «НТЦ Измеритель».
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) тогда оценила общую потерю прибыли магазинов из-за сбоя в 2,5 млрд руб.
Импортозамещение аппаратного и программного обеспечения
2018
ФНС утвердила стратегию импортозамещения и план перехода на отечественное ПО
В январе 2018 года руководитель ФНС Михаил Мишустин утвердил стратегию по импортозамещению ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения ведомства. Также был утвержден план-график перехода центрального аппарата и территориальных налоговых органов на использование отечественного ПО до 2020 года.
Стратегия основывается на положениях и требованиях документов, составляющих законодательную и нормативную базу в области импортозамещения в России. Она предполагает переориентацию общего вектора развития ИТ-сферы в ФНС в сторону отечественных продуктов и услуг, открытого ПО, разработок программных продуктов, передаваемых в собственность государству и организацию мероприятий, направленных на поэтапную замену импортных ИТ-продуктов отечественными аналогами.
Согласно опубликованному документу стратегии, при ее реализации должны быть созданы инструменты оценки рисков, связанных с использованием иностранной продукции и определен состав мероприятий по нивелированию и минимизации этих рисков. Также она предполагает выработку кризис-планов реагирования на случай введения ограничений на использование иностранной продукции и услуг.
В стратегии определены принципы, на которых основывается импортозамещение ИТ. В частности, оно не должно ухудшить основные параметры и целевые показатели деятельности ФНС, должны быть исключены риски снижения уровня безопасности ИТ-продуктов, сохранены или повышены уровень удобства использования ПО и функциональные характеристики ИТ-продуктов. Одним из принципов обозначена и экономическая целесообразность.
Стратегия предполагает разработку показателей оценки результатов реализации мероприятий по импортозамещению, включая доли иностранного оборудования и ПО в общем объеме закупок и в эксплуатации. Из утвержденного в январе плана-графика следует, что уже в 2018 году в центральном аппарате ФНС не менее 80% должно составлять отечественное офисное ПО - текстовый и табличный редакторы, редактор презентаций, коммуникационное ПО и файловый менеджер, органайзер, средства просмотра. Либо эта доля должна приходиться на офисный пакет, включающий не менее 4-х из указанных категорий программного обеспечения. В территориальных органах показатель в 80% по этому классу ПО должен быть достигнут в 2020 году.
Отечественные операционные системы должны составлять не менее 50% в центральном аппарате ФНС в 2018 году и не менее 80% - в 2020 году. Для территориальных налоговых органов индикатор на 2018 год установлен в 40%.
В 2020 году и в центральном аппарате, и в территориальных органов 100% должны составлять отечественные используемые почтовые приложения, системы электронного документооборота, средства антивирусной защиты и справочно-правовая система.
75% используемых средств мультимедиа должны быть в ФНС отечественными в 2020 году, показатель для интернет-браузеров к этому же сроку установлен в 80%.
Ранее, в декабре 2017 года в ведомстве были согласованы перечни ПО и ИТ-оборудования, подлежащего импортозамещению, следует из плана-графика. Тогда же был разработан комплекс организационных, информационно-технических решений и мероприятий, необходимых для обеспечения процесса импортозамещения в автоматизированных информационных системах ФНС.
Ранее, в январе-мае 2017 года, налоговая служба проводила пилотный проект по переходу на использование отечественного офисного ПО, следует из утвержденного плана-графика.
Импортозамещение почтовой системы
5 февраля 2018 года компания «Инкома» сообщила о завершении проекта по созданию и внедрению Единой унифицированной почтовой системы (ЕУПС) на платформе объединенных коммуникаций CommuniGate Pro в интересах Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС России) (подробнее).
2017: Структурный подход к импортозамещению в ФНС
Из презентации Татьяны Матвеевой - ИТ-директор ФНС России на конференции CNews 28 сентября 2017 года
Подходы к импортозамещению для всех систем ФНС России
- Соблюдение требований законодательства
- Устранение рисков и сдерживающих факторов
- Экономическая эффективность с учетом уже реализованных системных проектов ФНС России
- Обеспечение безостановочной работы АИС ФНС России
- Обновление используемого оборудования
- Использование собственных прикладных разработок ПО
Положительное влияние импортозамещения
- Снижение политических рисков: Отказ от использования ПО и оборудования иностранных поставщиков позволяет снизить политические риски в условиях санкций
- Тесное взаимодействие с разработчиками ПО: Высокий приоритет запросов на доработку и устранение ошибок и учет интересов ведомства в стратегиях развития используемых программных продуктов
- Стимулирование собственной экономики: Импортозамещение положительным образом сказывается на платежном балансе и рост совокупной налоговой базы страны
Основные сдерживающие факторы
- Беспрецедентный масштаб системы налогового администрирования
- Система по сути является единым механизмом с сотнями взаимосвязанных компонентов, что не позволяет произвести относительно легкую замену технологий
- Большое количество пользователей системы
- Высокая ответственность Службы по обеспечению доходной составляющей бюджета РФ
- Недопустима даже кратковременная остановка системы
- Помимо внутреннего пользователя, Система обслуживает всех налогоплательщиков страны
- Необходимость завершения запущенных длительных процессов
- Идет многолетний процесс централизации Системы
Основные условия импортозамещения
- Временные: Необходимость учета масштабов системы налогового администрирования и взаимосвязанность её компонентов, влияние данного фактора на увеличение сроков ввода в эксплуатацию импортозамещенных решений на этапе их внедрения.
- Экономические: Необходимость системного, экономически обоснованного подхода в принятии решения о переходе на использование отечественное ПО с учетом совокупной стоимости владения АИС, капитальных вложений, необходимости доработки прикладного и системного ПО, обучения персонала и сопровождения систем.
- Репутационные: Импортозамещение высоконагруженных систем проводится в условиях необходимости обеспечения качественного и доступного уровня сервиса информационных систем ведомства.
2016
Открытое ПО как альтернатива продуктам IBM
В июне 2016 года ФНС объявил тендер на развитие системы "Налог-3", где, в частности, содержится требование о подборе альтернативы продуктам IBM MQ Series и IBM FileNet на базе открытого ПО (подробнее).
Облачное офисное ПО
ФНС станет пилотным ведомством "по импортозамещению информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на базе российского аппаратного и программного обеспечения".
Соответствующее решение содержится в протоколе правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по итогам заседания 5 апреля 2016 года (копия документа есть в распоряжении TAdviser).
Ответственными за проведение пилотного проекта назначены министр связи Николай Никифоров и глава ФНС Михаил Мишустин.
В этом же протоколе содержится поручение Николаю Никифорову и министру финансов Антону Силуанову совместно с заинтересованными федеральными госорганами внести в правительство проект акта об утверждении "плана перехода федеральных органов исполнительной власти на использование российского офисного программного обеспечения, предоставляемого по "облачной" технологии".
ФНС, как говорится в протоколе, в этом плане перехода также будет пилотным ведомством.
Акт, который Минкомсвязи и Минфин должны разработать до 1 июня 2016 года, будет содержать требования и порядок отбора программного обеспечения.
Источник TAdviser в одном из федеральных ведомств предполагает, что под "офисным программным обеспечением, предоставляемым по "облачной" технологии" подразумеваются продукты "МойОфис" (редактор текстов, таблиц и презентаций) и "Практика" (электронный документооборот).
Другой собеседник TAdviser, знакомый с планами ФНС, говорит, что речь действительно идет о продуктах "МойОфис" и "Практика", "но в целом это может быть любое российское офисное ПО, если его кто-либо разработает".
В компании "МойОфис (ООО Новые облачные технологии)", разработчике продуктов "МойОфис", заявили TAdviser о готовности провести пилот:
В данный момент ведется 40 проектов по пилотному тестированию продуктов "МойОфис" в различных государственных организациях и регионах. Мы готовы увеличить количество таких пилотных проектов для заказчиков с различными потребностями. "МойОфис" работает на всех популярных операционных системах; как в "облаке", так и гибридно ("облако" + десктоп) и включает набор приложений для мобильных платформ |
Мир Больших данных ФНС России
Как прорывные ИТ помогают брать налогоплательщиков под контроль. Михаил Мишустин - о технологическом развитии ФНС
Руководитель ФНС Михаил Мишустин, выступая на Московском финансовом форуме в сентябре 2017 года, рассказал, как использование прорывных ИТ позволило его службе повысить собираемость налогов, а также о технологическом будущем налогового администрирования.
Пленарная сессия Международного финансового форума, выступление Михаила Мишустина - с 2:30
Мишустин считает, что внедрение новой версии автоматизированной системы контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2) на базе больших данных и продвинутой аналитики в течение 4 лет позволило ежегодно наращивать сборы НДС. С помощью системы практически в режиме реального времени ведется мониторинг цепочек его уплаты. Система позволяет выявлять разрывы в цепочках «налогоплательщик-контрагент». С января по июль 2017 года, например, сборы за полугодие выросли на 16% по отношению к прошлому году, до 1,83 млрд рублей, привел он данные.
Большие данные позволили нам без увеличения налоговых ставок достигать достаточно серьезной собираемости НДС, - отметил руководитель ФНС. |
Онлайн-кассы, фактически являющиеся технологией интернета вещей, стали серьезным средством для большой аналитики будущего, полагает руководитель ФНС. Это средство для прогнозирования товарных потоков, что пригодится и в налоговом администрировании, считает он. По состоянию на сентябрь в системе зарегистрировано 1,28 млн онлайн-касс.
Маркировка товаров, которая сама по себе является не самой новой технологией,в совокупности с другими ИТ, включая АСК НДС, дает возможность прослеживания практически всех материальных потоков и сравнения их с финансовыми потоками, говорит Мишустин. Так, по данным ФНС, после маркировки меховых изделий с 2015 по 2016 год был зафиксирован восьмикратный рост продаж товаров из меха.
Благодаря внедрению удобного цифрового решения для уплаты налогов с оказанных российским гражданам электронных услуг юрлицами, которые не зарегистрированы в России, такими как Facebook, Google и других, уже порядка 5 млрд рублей НДС добровольно платится такими компаниями, сообщил глава ФНС.
Крупные компании соблюдают налоговое законодательство и готовы к таким решениям. Надо просто быть в их среде и подойти к ним правильно, - заявил Михаил Мишустин. |
Объединение потоков всех получаемых ФНС данных в реальном времени позволит говорить о новой аналитике. Те данные, которые получает ФНС, еще предстоит осмыслить и сделать удобными для государства, отметил Михаил Мишустин.
Прорывные технологии, которые помогут в построении будущих систем налогового администрирования, включают большие данные и их аналитику в реальном времени, создание единого файла налогоплательщика, «умные» порталы как единая точка доступа к услугам, мобильные технологии, искусственный интеллект.
Мы стараемся в своей работе с использованием таких инструментов и технологий стать провайдером доверия к государству. Это очень важно, - сказал он. - Был недавно проведен опрос, каким службам доверяют больше всего в нашем очень крупном регионе, не знаю, как в стране. И нам было очень приятно видеть, что это оказалась налоговая служба. Доверие здесь не потому, что это контролирующий орган, а потому что понятные правила, ясные цели и имплементация этих правили целей удобна для налогоплательщика или - удобна для человека. |
В ходе выступления Мишустин также отметил, что новое поколение налогоплательщиков использует гаджеты и характеризуется «цифровой зрелостью», и если не работать с ними в естественной для них цифровой среде, то будет сложно сделать их законопослушными с точки зрения уплаты налогов.
ФНС на конференции TAdviser: Как Big Data оздоравливает налоговый климат в России
Начальник управления информационных технологий Федеральной налоговой службы (ФНС) Татьяна Матвеева, выступая на конференции TAdviser BigData и BI Day 15 июня 2016 года, рассказала об использовании больших данных в ведомстве. Она отметила, что свои системы ФНС развивает уже на протяжении более 25 лет, тем не менее, до недавнего времени ведомство не задумывалось над тем, являются ли формируемые в его информационных системах данные «большими данными» или нет.
С появлением в ИТ тезиса Big Data ФНС посмотрела на свои данные с этой точки зрения. Объемы информации о налогоплательщиках, получаемой ФНС от них самих и от других органов власти, исчисляются петабайтами, а внедренные системы позволяют с высокой скоростью обрабатывать информацию. Матвеева привела пример, что «национальный файл» налоговой отчетности формируется в течение 5 дней после срока сдачи отчетности.
«Большие данные» предоставляют новые возможности как для анализа и повышения эффективности налогового администрирования, так и взаимодействия с налогоплательщиками, но при этом ставят технологические вызовы по их обработке для налоговой службы, отметила Татьяна Матвеева. В связи с этим появилась необходимость модернизации ИТ-инфраструктуры и ПО, обеспечение консолидации данных, разработка новых аналитических инструментов.
С 2010 года ФНС начала работы по комплексной модернизации. Налоговая служба выработала концепцию модернизации и выделила 4 основных компонента модернизации. В концепцию вошли: модернизация организационной структуры, реинжиниринг бизнес-процессов (переход на процессный подход), модернизация информационной системы и создание современной ИТ-инфраструктуры.
В части инфраструктуры ФНС реализует крупный проект по созданию новых ЦОДов. В 2015 году были открыты площадки в Дубне и Городце. Также ведомство решает вопрос консолидации данных. Ранее данные налогового администрирования собирались и хранились децентрализованно, на региональном и местном уровнях. Часть агрегированных аналитических данных поднималась на федеральный уровень. Целью консолидации становится оценка качества разрозненных данных, их приведение в пригодный для анализа вид и обеспечение их целостности, непротиворечивости, достоверности, актуальности, а также обеспечение высокой скорости доступа к ним и гибкости аналитических запросов. Полученные таким образом данные перестают быть вторичны по отношению к деятельности Службы, а становятся самостоятельным активом, изменяющим приоритеты создания программного обеспечения с автоматизации рабочих процессов к управлению данными и проведению их анализа, подчеркнула Татьяна Матвеева.
По состоянию на июнь часть данных уже консолидирована на федеральный уровень, а часть - еще предстоит поднять, говорит представитель ФНС. Централизованное использование данных позволяет налоговой службе выступать в роли провайдера данных, необходимых для работы других органов исполнительной власти, оказывать таргетированные и экстерриториальные услуги налогоплательщикам (без привязки к конкретной инспекции), а также предоставляет преимущества экстерриториального налогового администрирования с точки зрения прозрачности бизнеса компаний по всей территории России.
Знания и опыт, полученные в ходе внедрения централизованной архитектуры информационной системы, кардинально изменили взгляд Службы на данные. В настоящее время данные рассматриваются как самостоятельный актив Службы, требующий отдельного внимания. В рамках реализации системного подхода к управлению данными в ФНС закреплена ответственность владельцев данных и определен порядок их взаимодействия в процессе управления данными, их жизненным циклом и качеством.
Говоря об аналитических инструментах Big Data, использующихся в налоговой службе, представитель ФНС привела в пример автоматизированную систему контроля за начислением и уплатой НДС. Система анализирует огромный массив первичных данных налогоплательщиков (книг покупок-продаж) по нескольким десяткам критериев риска, что становится действенным инструментом налоговых органов для выявления и пресечения фактов уклонения от уплаты налога или попытки его мошеннического возмещения.
По словам Матвеевой, уже сейчас результаты использования данной системы говорят не только о существенном повышении собираемости НДС, но и о повышении общей налоговой культуры юридических лиц, применение схем уклонения становятся просто экономически неэффективны.
Еще один пример полезного использования Big Data – реформирование текущего порядка применения контрольно-кассовой техники на основе онлайн передачи данных о расчетах в адрес налоговых органов. В соответствии с Законом, обязывающим автоматически передавать фискальные данные транзакций с кассовой техники в ФНС, переход на новые правила работы будет осуществляться поэтапно с февраля 2017 года, отметила Татьяна Матвеева. Информация, которая будет аккумулироваться в такой системе, позволит построить эффективную бесконтактную систему контроля на применением ККТ, которая будет точно выявлять зоны риска и реагировать на них.
«Большие данные», увязанные с правильными аналитическими инструментами и инфраструктурой, «помноженные» на проектный подход, позволят получить ряд значимых эффектов и для национальной экономики, и для бизнеса, считает начальник управления ИТ ФНС. В первом случае это сокращение «теневого» сектора экономики, повышение прозрачности экономики, и создание равных конкурентных условий, а во втором – более комфортные условия работы и минимум административной нагрузки.
Электронный документооборот
Центры обработки данных
Федеральный ЦОД ФНС, открывшийся в мае 2015 года, расположен в городе Дубна Московской области. Резервные дата-центры по состоянию на 2016 год создаются в Нижегородской области (город Городец) и Волгоградской области (город Ерзовка).
Характеристики, история создания и развития ЦОДов ФНС - в отдельной статье:
Информационные системы и сервисы
Наиболее крупными статьями расходов в ИТ-бюджете ФНС по состоянию на 2017 год являются:
Развитие (1,295 млрд рублей) и эксплуатация (1,195 млрд рублей) АИС «Налог-3»
Создание ФГИС «Единый государственный реестр ЗАГС» (682 млн рублей)
Развитие АИС «Маркировка» (450 млн рублей)
Эксплуатация телекоммуникационной инфраструктуры (2,25 млрд рублей)
Эксплуатация рабочих станций (более 1,2 млрд рублей)
Эксплуатация копировально-множительной техники (более 945 млн рублей)
По сравнению с 2016 годом ИТ-бюджет ФНС увеличился на 68,4% (с 10,49 млрд рублей до 17,66 млрд рублей).
АИС «Налог-3»
АИС «Налог-3» - автоматизированная система ФНС нового поколения, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.
Подробнее о системе - в отдельной статье по ссылке.
«АСК НДС-2»
Автоматизированная система контроля за возмещением НДС (АСК НДС). C ее помощью ведомство рассчитывает снизить объем краж налогов из бюджета, осуществляемых через незаконное возмещение НДС.
Подробнее о системе - в отдельной статье по ссылке.
Единый реестр ЗАГС
К 2018 году информация из всех ЗАГСов России должна быть внесена в Единый реестр. На базе сведений реестра ЗАГС будет формироваться регистр населения РФ. Ответственным за создание реестра и регистра является ФНС.
Подробнее о реестре - в отдельной статье по ссылке.
Государственная информационная система маркировки товаров
ФНС является оператором национального компонента России государственной информационной системы маркировки товаров легкой промышленности. Она создается для контроля их оборота и обеспечения легальности ввоза и производства на территориях государств–членов Евразийского экономического союза. Подробнее о системе - по ссылке.
Онлайн-сбор данных с кассовой техники
С 2017 года все компании, осуществляющие расчеты с населением на территории РФ, должны обзавестись контрольно-кассовой техникой, позволяющей в режиме онлайн передавать данные о каждой совершенной продаже в ФНС. Подробнее о проекте - по ссылке.
Электронные госуслуги
Справки о доходах 2-НДФЛ через интернет
Россиянам больше не нужно обращаться в бухгалтерию по месту работы, чтобы получить справку о своих доходах по форме 2-НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Федеральная налоговая служба (ФНС) реализовала в октябре 2017 года на своем сайте функциональность, с помощью которой авторизованные пользователи могут получить ее удаленно[20].
Зайдя в личный кабинет, справку можно скачать на свой компьютер в виде файлов в формате .pdf и .xml, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью ФНС. До сих пор пользователи могли лишь просматривать справку о своих доходах. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Отметим, что справка о доходах по форме 2-НДФЛ является документом, в котором приведены данные об источнике дохода гражданина, его зарплате и удержанных налогах. Наиболее часто такую справку от человека требуют в банках при выдаче ему кредита, оформлении платежной карты с возможностью уходить в отрицательный баланс, при одобрении ипотеки и т. д. Теперь передать справку в банк можно в электронном виде — также онлайн.
ФНС напоминает, что для пользования новым сервисом подключиться к личному кабинету можно независимо от места жительства физического лица. Для этого необходимо либо лично прийти в любую инспекцию ФНС и воспользоваться ранее заведенным на сайте ведомства логином и паролем, либо удаленно применить усиленную квалифицированную электронную подпись, либо задействовать учетную запись на Едином портале госуслуг (ЕПГУ), подтвержденную лично.
Технические подробности
Скачивание справки, по данным ФНС, выглядит следующим образом. При нажатии на ссылку «Выгрузить с электронной подписью» в разделе «Налог на доходы физлиц и страховые взносы» в заданную пользователем папку выгружается zip-архив, содержащий файлы форматов .xml, .p7s и.pdf.
Электронная подпись в справке 2-НДФЛ формата .pdf встроена непосредственно в документ, а для справки в формате .xml она представляет собой отдельный файл .p7s.
При необходимости подлинность обоих видов электронной подписи можно проверить. Электронную подпись (.p7s), которой подписан .xml-файл, — в информационном сервисе «Подтверждение подлинности ЭП». (Регистрация на портале ЕПГУ не требуется.)
Что касается проверки электронной подписи в документе формата .pdf, то длч этого на компьютер необходимо установить и настроить программное обеспечение по инструкции, выложенной на сайте ФНС.
Личные кабинеты налогоплательщиков
Начальник управления ИТ ФНС Татьяна Матвеева - об электронных услугах
Начальник управления ИТ ФНС Татьяна Матвеева в марте 2016 года в интервью TAdviser рассказала, что самой востребованной услугой ведомства является предоставление деклараций: в ФНС 47 услуг, 17 из которых являются сдачей деклараций. Доля налогоплательщиков-организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представивших налоговые декларации (расчеты) по ТКС (телеком-каналам, т.е. через интернет, - прим. TAdviser), составила 96,03% (в 2014 году - 94,1%, в 2013 году - 81,3%). Доля налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей (работодателей), представивших в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по ТКС, составила 80,53% (в 2014 году - 78,85%, в 2013 году - 76, 05%).
В 2015 году, по данным Матвеевой, на госрегистрацию ЮЛ и ИП было подано 4,5 млн заявок. В том числе, через инспекции – 79% (3,5 млн), через МФЦ - 3,8% (168,5 тыс.), через ЕПГУ 0,1% (3,9 тыс.), через сайт ФНС – 4,4% (199 тыс.). Иным способом – через почтовые отделения, телекоммуникационные каналы связи – 12,7% (564 тыс.).
Полное интервью с Татьяной Матвеевой - по ссылке.
Онлайн-обмен данными между торговыми точками и налоговой службой
Основная статья: Онлайн-обмен данными между торговыми точками и налоговой службой РФ
Сайт ФНС России
- 47 информационных и интерактивных сервисов
- 88 млн. пользователей за 2015 год
- 8,2 млрд. руб. оплачено налогов через сайт за 2015 год
- более 4 млн. часов пользователи провели на сайте за 2015 год
- около 8млн. запросов/месяц
Другие проекты цифровизации ФНС России
Примечания
- ↑ Правительство определило основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года
- ↑ Эксперт: цифровизация и прогрессивная шкала повысят доходы бюджета с НДФЛ почти в три раза
- ↑ Даниил Егоров продемонстрировал технологии процесс-майнинга и айтрекинга главам налоговых администраций БРИКС
- ↑ Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной налоговой службы Даниилом Егоровым
- ↑ Дмитрий Григоренко обозначил ключевые направления развития ФНС России
- ↑ Встреча с руководителем ФНС Даниилом Егоровым
- ↑ План деятельности ФНС России на 2021 год
- ↑ В единый регистр населения не попадут данные о доходах, заявили в ФНС
- ↑ Плательщиков УСН освободят от деклараций
- ↑ Минфин предложил ЦБ обменяться тайнами. Налогоплательщики обретают новую степень прозрачности
- ↑ Tax Administration 3.0: The Digital Transformation of Tax Administration (PDF)
- ↑ Налоговый мониторинг назван лучшей международной практикой цифрового взаимодействия между государством и бизнесом
- ↑ Цифровую трансформацию обсудили на XIII Пленарном заседании Форума по налоговому администрированию ОЭСР
- ↑ Иммунный налоговый ответ
- ↑ ФНС предложил бизнесу электронный кошелек для оплаты налоговых долгов
- ↑ Правительство внесло на ратификацию протокол электронного обмена данными о налогах со странами СНГ
- ↑ исчезают в цифре
- ↑ Налоговая служба везде и нигде
- ↑ Глава ФНС: Благодаря «аналитическим системам» бюджет получил 345 миллиардов
- ↑ Россиянам разрешили получать справки о доходах 2-НДФЛ через интернет