2024/09/11 12:53:44

Ольга Громкова, B2B-Center: цифровые экосистемы задают высокий темп развития закупок

О текущих тенденциях в области цифровизации закупок в российских компаниях TAdviser побеседовал с Ольгой Громковой, генеральным директором B2B-Center.

Ольга
Громкова
Сегодня каждая вторая коммерческая закупка в России проходит на нашей площадке

Как вы оцениваете уровень цифровизации закупок в России?

Ольга Громкова: По нашим оценкам, порядка 25–30% всех закупочных процедур в стране проходит в онлайн-формате. Это достаточно высокий уровень, который мы достигли менее чем за пару десятилетий. И если в начале цифровизацией закупок занимались только самые активные и крупные игроки, которые первыми стали выходить на ЭТП, внедрять полноценные ERP-системы с модулями управления закупками, складами и производством, то вскоре их опыту последовали и другие компании.

При этом сегодня, несмотря на активное проникновение технологических решений, автоматизация закупок в России находится еще в начале пути. Многие компании проводят торги в бумажной форме и только начинают двигаться к цифровизации, что говорит о большом потенциале роста и развития рынка.

20 лет назад B2B-Center стоял у истоков зарождения электронных закупок в России. Мы участвовали в формировании рынка и были его пионерами. Сегодня мы остаемся крупнейшей коммерческой ЭТП в России и за счет накопленного опыта, а также плотного взаимодействия с клиентами видим ключевые потребности рынка и не перестаем внедрять инновации для трансформации отрасли. Мы продолжаем быть драйверами развития электронных закупок в России. Несмотря на возросшую конкуренцию, наша доля рынка составляет порядка 45%, а количество и объемы торгов постоянно растут. Например, в первом полугодии 2024 года объем процедур, проведенных на площадке B2B-Center, увеличился на 23% по сравнению с 2023 годом.

Какие тренды в автоматизации закупочной функции вы можете обозначить?

Ольга Громкова: Я бы выделила три основных вектора. Первый – это импортозамещение. После ухода западных вендоров и прекращения поддержки уже внедренных ИТ-систем потребность в российских аналогах резко возросла. Это коснулось в том числе и внедрения отечественных решений для автоматизации закупочной функции. Еще одним направлением импортозамещения для российских компаний стала общая трансформация цепочек поставок, которая привела к более активному сотрудничеству с поставщиками. Сегодня заказчики готовы инвестировать в развитие своих партнеров. Мы видим ряд проектов, где закупщики поддерживают поставщиков, помогают им освоить новые технологии производства и выкупают значительные объемы новой продукции.

Нельзя не упомянуть и искусственный интеллект, который всё глубже проникает в сферу закупок, повышает эффективность закупочных операций и выводит их на принципиально новый уровень. Компании используют технологии ИИ для оптимизации рабочих процессов, повышения скорости поиска и выбора партнеров, роста прозрачности торговых операций, снижения издержек и т.д.

Наконец, еще один тренд связан с переходом закупок в разряд стратегических функций, которые напрямую влияют на общую рентабельность бизнеса. Сегодня закупки перестают быть техническим процессом снабжения и становятся одним из ключевых факторов развития компаний. Предприятия-заказчики вкладывают ресурсы в рост эффективности рабочих процессов и внедряют новые ИТ-решения для повышения прозрачности закупок, оптимизации цен и сокращения операционных издержек.

Насколько быстро и эффективно происходит импортозамещение? Как переход на отечественные системы влияет на закупочный процесс?

Ольга Громкова: Отечественные вендоры успешно развивали ИТ-продукты для сферы закупок на протяжении многих лет, однако за счет глобальных инвестиций долгое время на рынке лидировали зарубежные игроки. За последние два года ситуация изменилась: наши решения не только вышли на первый план, но и продемонстрировали достойный уровень качества. Они все чаще начинают превосходить зарубежные аналоги по гибкости и простоте интерфейсов.

Так, мы начали разрабатывать продукт B2B Altis − облачную платформу для сквозного управления закупочным процессом − еще до ухода иностранных вендоров, и сейчас система успешно заменяет SAP Ariba на российском рынке. В нашем клиентском портфеле уже десять компаний из различных отраслей экономики, и четыре из них перешли на B2B Altis с зарубежных платформ. Ряд проектов находится в процессе внедрения.

Конечно, миграция на новые решения не всегда происходит легко и быстро. Трансформация закупочной функции и внедрение новых ИТ-продуктов требуют инвестиций времени, усилий и пристального внимания менеджмента. Например, один из наших клиентов, крупный FMCG холдинг, при переходе c SAP Ariba на B2B Altis перестраивал структуру закупочных процессов от проведения тендера до согласования сделки и для адаптации новой платформы уделил большое внимание в том числе обучению сотрудников и поставщиков новым инструкциям и стандартам.

Какие продукты для автоматизации закупочной деятельности есть в вашем портфеле? Как они учитывают потребности компаний в сфере закупок?

Ольга Громкова: B2B Center разрабатывает ИТ-решения для предприятий с различным уровнем зрелости закупочной функции, независимо от их размеров и специализации. Флагманским продуктом выступает B2B Altis − SRM/S2P-платформа, которая базируется на технологиях искусственного интеллекта, имеет статус ИИ-решения от Минцифры РФ и включена в реестр российского ПО. Решение объединяет несколько модулей: Altis. Заявки, Altis. Планирование и аналитика, Altis. Оценка поставщиков, Altis. Тендеры и Altis. Контракты, Altis. Закупки из каталога (Altis P2P) и Altis. Организация поставок. В платформу также интегрировано управление нормативно-справочной информацией (НСИ). Все модули работают по облачной модели.

B2B Altis выбирают компании, для которых важна автоматизация всех этапов закупки — от заявки внутреннего заказчика до оплаты поставщику. Это первый полноценный аналог SAP Ariba, который позволяет полностью заменить зарубежное решение. По данным наших клиентов, внедрение B2B Altis помогает повысить EBITDA на 2–3%.

Среди наших ИТ-решений также есть продукты для автоматизации быстрых закупок простых и недорогих товаров у проверенных поставщиков. Это B2B-маркетплейсы и корпоративные интернет-магазины (КИМ), которые являются частью системы B2B Altis (Altis P2P). Мы постоянно расширяем функционал этих сервисов. Сегодня КИМ и Altis P2P позволяют закупать, в том числе, и более сложные товары, например, промышленные материалы и запчасти.

Для компаний, которые хотят интегрировать стандартные инструменты сорсинга с корпоративными ERP-системами без глобальной перестройки закупочных процессов, есть ЭТП Плюс. Этот продукт позволяет включить в закупочный контур SRM-систему, сорсинг, продажи, реализацию неликвидов, B2B Маркет, В2В Контракты, сервис согласований, расширенную аналитику и справочник НСИ. ЭТП Плюс — это первый шаг к сквозной автоматизации закупок, построенный на базе электронной торговой площадки B2B-Center.

Чтобы все время держать руку на пульсе и быстро отвечать на запросы рынка, нужны серьезные усилия и инвестиции. Как вы оцениваете результаты запуска новых продуктов и их востребованность на рынке?

Ольга Громкова: Именно эта стратегия помогла нам не только удержаться на рынке коммерческих закупок более 20 лет, но и остаться его безусловным лидером. Сегодня B2B Center – это крупнейшая в России коммерческая платформа с большой клиентской базой – заказчиков, работающих на ЭТП, и огромным пулом поставщиков. Мы создали стандарт электронных закупок в России, и сегодня каждая вторая закупка коммерческих компаний проходит на нашей площадке. Спрос на импортозамещение бьет все рекорды, и продукты B2B-Center более чем востребованы. Например, за первое полугодие 2024 года число торговых процедур выросло на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, а с момента внедрения наших новых продуктов объемы закупок в B2B Altis и КИМ выросли в несколько раз.

Зависит ли потребность в автоматизации сферы закупок от отрасли и размера компании?

Ольга Громкова: Цифровизация влияет на эффективность системы закупок и помогает снизить издержки бизнеса, поэтому она востребована практически во всех индустриях, независимо от размера компании и ее отраслевой специфики.

Лидерами цифровизации выступают отрасли со сложным производством − металлургия, химия, горно-обрабатывающая и нефтяная промышленность, машиностроение, FMCG и ритейл. В этих индустриях требуется непрерывная работа всех связанных процессов, включая систему закупок, поэтому компании стремятся к сквозной автоматизации через внедрение масштабных комплексных решений уровня B2B Altis.

Компании с небольшим объемом закупок выбирают обычно такие продукты, как ЭТП, ЭТП Плюс, КИМ и Altis P2P, которые позволяют решать задачи частичной автоматизации закупочной функции.

Значительный опыт и экспертиза позволяют нам предлагать подходящие решения для каждой компании независимо от ее размера и отраслевой специфики. Мы работаем с большим количеством проектов и видим особенности каждого конкретного случая для формирования внутреннего стандарта закупок.

В свою очередь, рынок стремится изучать отраслевые кейсы и многолетний опыт лидеров. Реагируя на запрос и потребность компаний в поиске эффективных примеров, B2B-Center проводит исследование зрелости закупочной функции. Оно позволит предприятиям из различных отраслей сравнить свое положение с лучшими практиками, найти ориентир и поставить новые цели в развитии закупочной функции.

По каким критериям компания может оценить эффективность автоматизации закупок? На что стоит обратить внимание?

Ольга Громкова: Эффективность автоматизации закупок оценивается несколькими способами. Основной критерий — это скорость рабочих процессов, внутренний и внешний лидтайм от формирования заказа до поставки товара на склад. Если внешний лидтайм связан с производственными процессами поставщика и в меньшей степени подвержен влиянию заказчика, то внутренний определяется уровнем автоматизации закупочной функции в компании. Внедряя такие продукты как B2B Altis, Altis P2P, КИМ наши клиенты отмечают сокращение этого показателя в среднем в 2-3 раза.

Еще один важный критерий – операционные издержки. Автоматизация закупок помогает отслеживать изменение этого показателя во временных разрезах и сокращать ресурсы на 30–50%. Это большие цифры, которые достигаются благодаря минимальному использованию ручного труда. Перенос данных из одной системы в другую, поиск информации, согласование итогов торгов, работа с документацией – все эти функции выполняются автоматически, а значит быстро и точно. Цифровизация закупок освобождает внутренние ресурсы и позволяет направить их на решение более важных, стратегических задач, например, выстраивание долгосрочных отношений с поставщиками.

Также цифровые решения в системе закупок влияют на уровень цен и оптимизацию расходов (до 18–20% в практике наших клиентов). Логика простая: чем выше прозрачность операций и чем больше участников торгов, тем выше конкуренция между поставщиками и ниже цены на товары и услуги.