Интервью TAdviser: Роман Гоц, Atos - о том, как передовая видеоаналитика помогает в борьбе с Covid-19
Пандемия коронавируса всколыхнула весь мир. Каждый противостоит ей в меру своих возможностей, а кто может – помогает побороть страшную напасть. ИТ-профессионалы не остались в стороне. Так, Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности Atos в России, рассказывает о специализированных решениях видеоаналитики, которые предназначены для помощи в борьбе c распространением Covid-19.
Компания Atos выводит на российский рынок специализированное решение ПАК AntiCovid. Похоже, что оно выходит далеко за рамки некоторого нишевого предложения «на случай удаленки». Скорее, это выход в новый сегмент рынка – периферийные вычисления. Это так?
Роман Гоц: И да, и нет. С одной стороны, это нишевое решение для обеспечения безостановочной работы на период пандемии корпоративных заказчиков и государственных учреждений. С другой стороны, Вы абсолютно правы: мы эти задачи решаем с помощью видеоаналитики и периферийных вычислений. Новые технологии здесь и сейчас, в новых реалиях, оказались как нельзя кстати для решения насущных вопросов.
О периферийных вычислениях (Edge Computing) в последние годы много говорят. Однако в высокотехнологичной области нередко бывает так, что разговоры и ожидания начинаются задолго до более-менее массовых практических внедрений. Как далеко продвинулась мировая отрасль ИТ в массовом применении решений периферийных вычислений?
Роман Гоц: До массовости или выхода на «плато» данной технологии еще далековато. В России - своя специфика: некоторые организации только вчера организовали и построили единые ЦОД, некоторые уже присмотрелись к частным или глобальным облакам. Мы же идем еще дальше - предлагаем шагнуть в пост-облачную эру.
Не до мечты сейчас, когда вирус караулит на пороге…
Роман Гоц: Это не мечты. Видеоаналитика и ее применение в периферийных вычислениях были серьезно недооценены. Пока не наступила пандемия. А сегодня более 200 тысяч камер только в Москве в реальном времени отслеживают, не вышел ли заболевший короновирусом человек на улицу, нарушив карантин. Это происходит уже сейчас, потому что государство поняло, как и где можно применять видеоаналитику. Остается вопрос, когда и как организации поймут, какую выгоду от периферийных вычислений и видеоаналитики они могут извлечь именно для себя уже сегодня.
В этом смысле бесконтактная система контроля доступа (СКУД), которую предложила компания Atos, - это точно «наш ответ коронавирусу». Насколько сложный интеграционный проект потребуется выполнить организации, чтобы заменить старую контактную систему СКУД на беспроводную? Можно ли это сделать буквально за один вечер?
Роман Гоц: При должной подготовке – вполне. Мы же говорим не о замене текущей СКУД в организации. Просто у нее появляется выбор: оставить контактный метод авторизации, сделать контактный и бесконтактный одновременно, либо только бесконтактный.
Наш ПАК – это, по сути, надстройка над текущей системой контроля доступа. Подключаясь к ней, мы используем ту же базу данных и те же алгоритмы СКУД, которые уже есть. Мы всего лишь авторизуем человека по лицу, то есть без контакта.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
Более того, если у организации на проходной уже стоят камеры, то мы сможем их задействовать для распознавания и тем самым еще больше сократить время внедрения. Если же камер нет, то предлагаемые 8-дюймовые экраны весьма просты в настройке и инсталляции. Нужно будет только подождать их поступления на склад нашего дистрибьютора. Впрочем, в те же сроки мы произведем и наши программно-аппаратные комплексы на основе серверов Atos BullSequana Edge.
Если думать об угрозе Covid-19 в стиле периферийных вычислений, то насколько сложно добавить к беспроводной системе СКУД дополнительные датчики, например, для измерения температуры тела и т.п.?
Роман Гоц: Пока это не простая задача. Дело в том, что необходимо решить сразу несколько технических задач. Во-первых, установить тепловизор и IP-камеру рядом и сонаправленно, чтобы камера могла захватить лицо и передать его для распознавания, а тепловизор мог определить температуру и передать его в систему как атрибут к распознанному сотруднику. Во-вторых, после передачи атрибута нам необходимо произвести интеграцию с реакцией СКУД на показатель температуры, а еще лучше - помочь организации определить первый круг контактов данного человека с высокой температурой с глубиной в 14 дней. Но, думаю, что в нынешней ситуации с пандемией решение вопроса с промышленным применением тепловизоров с распознаванием лиц займет месяц - два.
Выявление круга общения зараженного сотрудника для того чтобы минимизировать количество работников, отправляемых на карантин, – это интересное «антивирусное» решение Atos. Можно ли его масштабировать на другие задачи? Например, дополнить анализ круга общения в офисе общением на улицах города?
Роман Гоц: С улицами будет сложно. И вот почему. Когда мы распознаем человека, то это означает, что мы используем его персональные данные. Распознавать лица в периметре организации можно и нужно, затем выявлять время и место контакта и первый круг общения. А вот с улицей, если мы понимаем под улицей территорию вне периметра организации, сложно, так как это уже не территория организации. Другое дело, если организация, которая внедрила наш ПАК АнтиCovid, сотрудничает с администрацией города или района.
Придется ли вносить существенные изменения в датасеты для задач распознавания лиц в связи с появлением новых условий – распознаванием лиц в масках и головных уборах?
Роман Гоц: Один раз валидировать распознанных сотрудников в маске и обогатить по ним портфолио. Все достаточно просто.
Алгоритм определения средств индивидуальной защиты, в первую очередь, масок – важный элемент «антивирусной аналитики». Сложно ли расширить его до функционала выявления средств индивидуальной защиты (СИЗ), применяемых на промышленных предприятиях, особенно, на опасных производствах?
Роман Гоц: Изначально софт на сервере может обнаруживать все СИЗ: от сапог до каски. Но специально в целях борьбы с Covid-19 мы ограничили функционал только масками, что позволило сфокусироваться на текущей ситуации и снизить стоимость решения. Безусловно, при необходимости в дальнейшем можно наращивать функционал данного ПАК на другие виды СИЗ.
Любая программно-аппаратная система, которая использует алгоритмы искусственного интеллекта, особенно глубокого машинного обучения, очень требовательна к аппаратным ресурсам. Применяются ли в ПАК Atos какие-либо методы, позволяющие снижать требования к «железу», на котором работают умные алгоритмы?
Роман Гоц: В рамках разработки данных решений мы каждое ПО тестировали у нас в российской лаборатории и определяли требования к аппаратному обеспечению. Мы на своем опыте поняли, сколько и каких ресурсов потребуется для тех или иных реальных задач заказчиков. Методы снижения требований есть, например, за счет повышения или понижения точности, снижения битрейта камер и так далее. И вместе с тем, когда мы на практике просчитываем реальные проекты, то видим, что заказчикам важны не столько объемы «железа», сколько выполняемый функционал, его точность, простота и быстрота ввода в эксплуатацию.
Системы распознавания лиц компании Atos участвуют в каких-либо публичных тестах распознавания лиц типа американских тестов NIST?
Роман Гоц: По нашим ПАК мы работаем с партнерами, которые производят ПО, а наша часть в ПАК – платформа и интеграция ПО и «железа». При этом мы стараемся выбирать тех партнеров, которые выигрывают мировые конкурсы, чтобы законченные решения наилучшим образом отвечали всем современным требованиям.
В числе «антивирусных» предложений компании Atos есть остроумное предложение: умный алгоритм заменяет заболевшего специалиста пожарной безопасности в сети АЗС. Каковы параметры такого проекта, например, срок окупаемости? Возможно ли расширение его функциональности? Например, заменить еще и продавца в кафе при АЗС?
Роман Гоц: В данном случае замена человека исходит не из бизнес-кейса, основанного на том, что внедрение ПАК Atos дешевле, чем содержание человека - специалиста. Внедрение решения в данном случае исходит из идеи устранения единой точки отказа на АЗС, и это ключевое соображение. А что до замены людей алгоритмами как принципиальной стратегии, то судите сами. Можно ведь посадить на входе бабушку с ручным тепловизором: она будет и роль СКУД выполнять, и в тетрадке фиксировать первый круг контактов зараженных лиц - вести «черный список». И плюс к этому очень ругаться на тех, кто снимает маски. Но разве это будущее? Это ли новые технологии?
Я уверен, что люди и дальше будут желать общаться с людьми, в то время как алгоритмы и наши ПАК лишь помогают сделать те или иные моменты бизнеса надежнее и безопаснее.