2024/11/15 19:47:49

Доктор Мониторинг. Показания к применению

Василий Халтурин, руководитель разработки «СТ.Монитор» компании SMART technologies SOFT. В ИТ-среде есть свой профессиональный сленг, который быстрее и понятнее описывает производственные процессы. Большинству читателей встречалось выражение: «какие боли заказчиков лечит …». В данной статье мы поговорим о методе лечения, называемом мониторинг. Нам предстоит разобраться, кому предписано подобное лечение, что является показанием к процедурам, как протекает процесс выздоровления и что такое мониторинг здорового заказчика.

Содержание

Какие симптомы могут привести заказчика к поставщику систем мониторинга?

Во-первых, это отсутствие системы мониторинга вообще. Это не означает, что систему мониторинга обязательно требуется внедрить. Например, в компании небольшая ИТ-инфраструктура, все оборудование и сервисы которой размещены в одной серверной, находящейся в десяти шагах от рабочего места системного администратора. Специалист в любой момент может проверить работоспособность системы и принять необходимые меры. Полярная ситуация — это инфраструктура, которая только проектируется, и с учетом перспектив бизнеса в проект закладывается возможность дальнейшего расширения ИТ-инфраструктуры. В этом сценарии уже необходим мониторинг.

Рассмотрим второй вариант развития событий. Допустим, система мониторинга у заказчика уже присутствует, но произошедшее расширение инфраструктуры не может быть охвачено имеющимися средствами мониторинга. В силу разных причин. Это может быть как достижение технологического предела системы мониторинга, так и добавление оборудования, данные с которого, по тем или иным причинам, не могут быть обработаны в имеющейся системе мониторинга.

Что же является объектами мониторинга? Только ли классическое ИТ-оборудование? Безусловно, это привычное «железо»: серверы и периферия, а также иное, «не-ИТ» оборудование (например, чиллеры и кондиционеры). Но важно знать, что в мониторинг можно включать также и сервисы: системное и прикладное ПО заказчика.

Рассмотрим на примере. В системе мониторинга и управления СТ.Монитор реализован мониторинг оборудования и сервисов, — всего, что имеет цифровой интерфейс. Ядро СТ.Монитор является собственной разработкой команды SMART technologies SOFT, что сообщает большую гибкость системе, дает возможность создать специфические коннекторы для доступа к определенному оборудованию и ПО и внести некоторые интерфейсные изменения. Мониторинг прикладного ПО является комплексной задачей в силу разнообразия объектов надзора: есть ПО, имеющее некоторые коннекторы, позволяющие считывать информацию; есть серверы приложений; есть базы данных. Например, если прикладное ПО написано на Java, то можно получать мониторинговую информацию из виртуальной машины Java.

Система мониторинга собирает метрики из разных источников, и в каждом случае сбор и обработка столь разнообразной информации является предметом консалтинга со стороны команды внедрения системы мониторинга. Команда СТ.Монитор не ставит окончательный диагноз и аналоговым интерфейсам: разработчики системы дают оценку конкретного оборудования и только после этого подтверждают возможность подключения к системе аналоговых интерфейсов.

Процесс мониторинга

Видите сходство своей ситуации с описанными сюжетами, приняли решение о пилотной эксплуатации системы мониторинга. Как будет происходить сам мониторинг?

Система мониторинга собирает со всех объектов наблюдения необходимые данные, сопоставляет их с эталонными значениями и, в зависимости от степени совпадения реальных данных с табличными, формирует предупреждения или сигналы тревоги. В целом понятно, но возникает вопрос: откуда в систему поступают эталонные значения?

Примеры использования СТ.Монитор

Некоторые российские производители оборудования, например, компания YADRO, поставляет вместе со своими продуктами и правила мониторинга, включающие те самые эталонные значения. Производитель считает, что при пересечении информационной системой таких контрольных точек по соответствующим метрикам, необходимо формировать предупредительные сигналы.

Помощь в формализации эталонных данных может быть предоставлена профессиональным сообществом: возможно, кто-то сталкивался с задачей определения контрольных параметров и готов поделиться своим опытом. Этот вариант позволяет получить качественную апробированную информацию, но при условии, что кто-то уже сталкивался с подобным и готов поделиться своими результатами.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.2 т

Команда СТ.Монитор всегда может прибегнуть к консультациям коллег-инженеров SMART technologies, накопивших огромный опыт обслуживания систем, составленных из различного оборудования. И что немаловажно, инженеры всегда готовы высказать пожелания, как организовать процесс мониторинга наиболее эргономично с точки зрения пользователя системы. Так что СТ.Монитор является изначально системой, дружелюбной к пользователям. Система СТ.Монитор позволяет дополнять мониторинг новыми метриками и новыми контрольными значениями уже в процессе эксплуатации, если в этом появится необходимость. Система является гибкой и способной к расширению, так как полностью является разработкой SMART technologies SOFT: ядро, сборщики данных, агенты мониторинга, веб-клиент — весь код принадлежит компании-разработчику.

Мониторинг здорового заказчика

Настало время посмотреть, каким именно оборудованием представлена инфраструктура заказчика. Если говорить о действующих, а не проектируемых системах, то, как правило, это слоеный пирог, нижний слой которого составлен постепенно замещаемым оборудованием ушедших западных вендоров: Dell, IBM, HP и т.д., следующий слой — представлен оборудованием Востока и современный слой — это продукция отечественных вендоров: Aquarius, YADRO, Nerpa и т.д.

Большинство вендоров снабжает поставляемое оборудование проприетарными системами мониторинга. Соответственно, возникает задача объединения разрозненных систем в единый центр обработки информации с целью получения полного представления о работоспособности системы. В описанной ситуации хорошим подспорьем становится система СТ.Монитор, изначально проектировавшаяся как мультивендорная, управляющая ИТ-серверами с помощью протокола RedFish и обеспечивающая полноценную поддержку оборудованию различных вендоров.

СТ.Монитор. Показания к применению

Из вышесказанного может сложиться представление, что система СТ.Монитор показана для применения только тем организациям, которые имеют большие серверные. Не совсем так. Система СТ.Монитор способна принимать и обрабатывать метрики, получаемые не только с ИТ-оборудования и сервисов, но и с инженерных систем зданий: системы кондиционирования, блоки распределения питания (БРП), источники бесперебойного питания (ИБП), систем контроля и управления доступом (СКУД) и интегрированных с ними систем видеонаблюдения. Все перечисленное присутствует и в ЦОДах, и в серверных, но также находится вне помещений, напрямую относящихся к ИТ инфраструктуре. И, если перед заказчиком стоит задача мониторинга и управления и вышеперечисленными ресурсами, то СТ.Монитор готов к таким вызовам.