2024/12/18 21:03:14

Анатолий Трифонов, Онланта

Руководитель направления облачных услуг компании «Онланта» (входит в группу ЛАНИТ) Анатолий Трифонов рассказал TAdviser.ru об опыте работы с многочисленными пользователями платформы универсальных коммуникаций CommuniGate Pro, выбирающими вариант эксплуатации этого программного продукта «из облака», и о преимуществах «облачной» поставки CommuniGate Pro.

Анатолий
Трифонов
OnCloud позволяет построить ИТ-инфраструктуру компании на базе облачной модели предоставления сервисов

Что представляет собой облачный сервис OnCloud от Онланты и какие ключевые функции предлагает своим пользователям?

Анатолий Трифонов: «Онланта» запустила OnCloud 13 лет назад. За эти годы облачный сервис стал неотъемлемой частью множества компаний, помогая им адаптироваться к изменениям на рынке и использовать все преимущества современных технологий для роста и развития.

OnCloud позволяет построить ИТ-инфраструктуру компании на базе облачной модели предоставления сервисов. В облако можно перенести ИТ-инфраструктуру любого масштаба, а для управления мощностями в облачной среде не нужно покупать специальное оборудование и ПО. На базе облачной инфраструктуры заказчики получают решения IaaS, в том числе классические виртуальные машины (ВМ), ВМ с GPU для 3D- и AI-вычислений, услуги резервного копирования и аренды оборудования. Доступны такие платформенные сервисы, как хранилище S3, kubernetes-платформа и аварийное восстановление, а также решения SaaS, включая корпоративную эл. почту, систему управления бизнесом, видеоконференцсвязь и др.

Какие SaaS-сервисы наиболее востребованы среди ваших заказчиков и почему?

Анатолий Трифонов: Сейчас компаниям в первую очередь нужно заменить офисные программы и почтовый клиент. Из всех наших SaaS-сервисов наиболее востребованными являются корпоративная почта и организации аудио- и видеоконференций. По сервису корпоративной электронной почты у нас заключено партнёрское соглашение с компанией СБК. На базе их платформы CommuniGate Pro мы развернули почтовый сервис: в виде SaaS-решения предоставляем почту, ВКС, календарь, телефонию, мессенджер и другие корпоративные сервисы для коммуникаций. Часто платформу запрашивают в связке с сервисом видеоконференцсвязи BigBlueButton, так как у CommuniGate Pro есть нативная интеграция с ней.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 15 т

В целом замечаем возросший интерес именно к платформенным решениям, а не отдельно взятым SaaS-сервисам. Просто почты, файлообменника или системы ВКС компаниям уже недостаточно. Они отдают предпочтение единым платформенным решениям, которые сочетают в себе почту, ВКС, чат, файлообменник, офисный редактор и IP-телефонию. Благодаря этому не приходится постоянно переключаться из приложения в приложение. Наибольшей популярностью пользуются сервисы, работающие из единого интерфейса и имеющие собственные десктоп и мобильный клиенты.

Чем объясняются изменения в спросе на платформы корпоративных коммуникаций?

Анатолий Трифонов: Во-первых, это уход западных вендоров и их отказ оказывать техподдержку клиентам по уже проданным продуктам. Появилась необходимость в новых решениях: освободившуюся нишу начали активно занимать российские разработчики. Во-вторых, активный переход на отечественные продукты дополнительно подстегивает интерес к российским коммуникационным платформам.

На какие ключевые критерии ориентируются компании при выборе почтовых платформ?

Анатолий Трифонов: Основным критерием при выборе почтового решения является стоимость за одного пользователя. В 99% процентов случаев это итоговый фактор принятия решения. Также компании обращают внимание на поддержку различных протоколов и функции безопасности: встроенный антивирус и антиспам, возможность двухфакторной аутентификации. В то же время заказчиков интересует дополнительная возможность on-premise размещения почтовых платформ. Предпочтение сейчас отдается решениям из реестра отечественного ПО.

Расскажите подробнее про заказчиков, которые используют SaaS-решения.

Анатолий Трифонов: В 2024 году основной запрос по SaaS-решениям был на внедрение почтовых платформ по модели on-premise, то есть непосредственно в инфраструктуре заказчика. При этом мы не заметили четкой тенденции, указывающей на то, что какой-то один сегмент особенно нуждается в почтовом сервисе. Среди наших заказчиков есть крупный Enterprise, госкомпании и даже малый бизнес. Если сегментировать рынок, то по использованию SaaS-решений лидером является FMCG.

Наблюдается ли интерес со стороны госзаказчиков к облачным UC-сервисам?

Анатолий Трифонов: Интерес к UC-сервисам определенно растёт, но в большинстве случаев госкомпании и финансовый сектор предпочитают размещать платформы унифицированных коммуникаций на своей собственной инфраструктуре. В то же время наши заказчики, например, могут развернуть сервис в защищенном сегменте облака.

Как обеспечивается информационная безопасность корпоративных платформ коммуникаций? Какие требования по ИБ предъявляют ваши заказчики?

Анатолий Трифонов: При внедрении и эксплуатации корпоративных платформ коммуникаций уделяется особое внимание информационной безопасности. Для защиты могут использоваться разнообразные меры и подходы: от встроенных систем защиты от вирусов и спама до внутреннего мониторинга. Важную роль играет возможность размещения платформы в закрытом контуре.

Большинство заказчиков как раз интересуют антивирусы, наличие двухфакторной аутентификации, а также наша политика работы с конфиденциальными данными заказчика. Это особенно важно в контексте работы наших инженеров, которые отвечают за поддержку облачных стендов.

Как выстраивается взаимодействие со службой информационной безопасности заказчика?

Анатолий Трифонов: В основном взаимодействие с внутренней службой информационной безопасности заказчика не требуется. Вообще, это зависит от специфики проекта и его требований, которые в первую очередь относятся к предоставляемой инфраструктуре в рамках сервиса, а затем встроенным механизмам почтового решения, таких как белые и черные списки, серые списки и двухфакторная аутентификация.

Расскажите про Communigate Pro. Что отмечают ваши заказчики, работающие с платформой? Какие преимущества и недостатки вы видите в «облачной» эксплуатации Communigate Pro?

ФИО: Заказчики «Онланты», которые уже работают с решением или тестировали его, положительно отзываются о платформе, отмечая её стабильность и функционал. Среди преимуществ они называют гибкую модель масштабирования, а также то, что не нужно обслуживать и поддерживать ИТ-инфраструктуру, выделяемую под почтовый сервер. Пользователи ценят возможность быстрой бесшовной миграции почтовых ящиков с их существующего почтового сервера на CommuniGate Pro и создание единой платформы унифицированных коммуникаций за счёт интеграции со сторонними системами. Это делает работу более удобной и эффективной. А за счет отсутствия ограничений по количеству пользователей в одной инсталляции можно масштабировать систему под любые потребности, что тоже важно для бизнеса.

Сейчас многие компании переходят именно на российские решения из реестра отечественного ПО. CommuniGate Pro полностью отвечает требованиям в этой части, предоставляя в том числе русскоязычную техническую поддержку. И, конечно, для заказчиков актуальна тема информационной безопасности — в платформе она обеспечивается на высоком уровне. Если говорить об эксплуатации почтового сервиса Communigate Pro, то каких-то недостатков наши инженеры не выявили. Продукт интуитивно понятный и довольно простой в эксплуатации.