Заказчики: М.Видео-Эльдорадо Подрядчики: Инфосистемы Джет Продукт: Проекты по виртуализацииВторой продукт: Проекты ИТ-аутсорсинга Дата проекта: 2015/04 — 2018/11
|
Технология: Виртуализация
Технология: ИТ-аутсорсинг
|
Содержание |
2018: Автоматизация тестирования доработок для интернет-магазина
20 декабря 2018 года стало известно, что сеть электроники и бытовой техники «М.Видео» совместно с «Инфосистемы Джет» автоматизировала тестирование доработок для интернет-магазина. Наряду с другими мерами это позволило ритейлеру на 30% ускорить запуск программных обновлений. В рамках проекта был увеличен объем тестового покрытия, за счет чего заметно повысилось качество работы интернет-магазина.
«М.Видео» регулярно обновляет элементы пользовательского интерфейса и структуру платформы интернет-магазина, своевременно отвечая на запросы рынка и делая клиентский опыт максимально комфортным. Разработка ПО для реализации данных изменений ведётся параллельно несколькими командами по методологии Agile. Приемочное тестирование изменений существенно замедляло выпуск следующих релизов ПО для сайта, и в компании приняли решение автоматизировать рутинные операции тестирования, а также использовать их на ранней стадии разработки.
Совместно с «Инфосистемы Джет» была создана специализированная платформа автотестов. Помимо этого, был выстроен процесс взаимодействия группы автоматизированного тестирования с пятью командами разработчиков, которые последовательно вносят свои изменения в мастер-ветку. Теперь после каждого локального изменения запускается автотест на регресс сайта. По завершении основных изменений проводится общее приемочное тестирование.
Такой подход позволил разработчикам практически сразу выявлять и исправлять дефекты в обновляемой системе, не дожидаясь финального приемочного тестирования. За счет этого удалось снизить количество ошибок в функционировании интернет-магазина.
Данный проект – яркий пример того, как сугубо технологический процесс оказывает прямое влияние на бизнес. В 2018 году онлайн-продажи занимают 20% в обороте «М.Видео». Любое изменение в наполнении и функционале онлайн площадки может повлиять на конверсию, трафик и уровень продаж. Автоматизация тестирования позволила нам ускорить выпуск изменений и повысить качество работы сайта, что уже приносит положительные результаты. Мы планируем распространить данный опыт и на другие технологические участки, связанные с разработкой ПО. Роман Десятов, руководитель департамента развития информационных систем бренда «М.Видео»
|
По итогам проекта компания «Инфосистемы Джет» отвечает за приемочное тестирование обновлений, а также осуществляет поддержку и развитие специализированной платформы автотестов.
Методики Agile, DevOps, безусловно, могут существенно ускорить разработку продукта, обеспечить слаженную параллельную работу сразу нескольких команд. Однако высокоскоростная разработка нередко `упирается` в `бутылочное горлышко`, коим является ручное тестирование изменений. Разработчикам приходится порой целый месяц ждать результатов проделанной работы, прежде чем они смогут исправить выявленные ошибки. В итоге все это тормозит вывод продуктов и услуг. Автоматизация процесса тестирования – это те 20% усилий, которые на выходе дают бизнесу 80% результата. Владимир Молодых, директор по разработке и внедрению ПО «Инфосистемы Джет»
|
2015: Создание модульной виртуализованной ИТ-инфраструктуры
27 февраля 2015 года компания «Инфосистемы Джет» сообщила о создании по заказу компании «М.Видео» модульной виртуализованной ИТ-инфраструктуры для работы программной платформы интернет-магазина.
Итог проекта
«Интернет-магазин – ресурс бизнес-критичный. Его недоступность приводит к репутационным потерям и упущенной выгоде, – поведал Дмитрий Постников, руководитель группы архитектуры и контроля качества web-разработок компании "М.Видео". – Теперь наш интернет-магазин справляется с пиковыми нагрузками в высокие сезоны, а ИТ-платформа может гибко трансформироваться под изменения трафика. Показательным стал период новогодних праздников, когда наблюдался 3-кратный наплыв пользователей. Благодаря гибкой архитектуре и быстрой реакции специалистов службы поддержки работоспособность интернет-магазина была обеспечена даже в этих условиях».
"М-Видео", 2014
ИТ-инфраструктура состоит из нескольких типовых модулей, решающих разные задачи: предоставление статической информации, динамическая генерация контента, обработка поисковых запросов, обращение к базам данных и др. Разделение по функциональным ролям позволяет выявлять узкие места в части производительности и масштабировать только конкретные проблемные участки. Ускорить этот процесс помогают шаблоны развертывания, преднастроенные для каждого модуля. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Большая часть ИТ-сервисов размещена в виртуальной среде и резервирована по схеме N+1. Сервисы, наиболее требовательные ко времени отклика (обработка поисковых запросов и обращений к базам данных, запросы в кэш), расположены на физических серверах.
Отказоустойчивость обеспечивается кластерной конфигурацией.
Целостность сессий обеспечивается сетевыми балансировщиками, которые также кластеризованы. Например, отложив товар, покупатель может продолжить поиск по сайту – статус его корзины не изменится.
Помимо продуктивного ИТ-ландшафта, созданы среды разработки, тестирования и нагрузочного тестирования. При этом в течение нескольких дней все вычислительные мощности могут быть переведены в продуктивный режим – для непосредственного обслуживания онлайн-покупок.
Компания «Инфосистемы Джет» исполняет аутсорсинговое сопровождение ИТ-инфраструктуры:
- мониторинг доступности сайта,
- аппаратную среду
- системное ПО.
«Покупатель редко сообщает о неполадках в работе интернет-магазина – он просто сразу переходит на другой ресурс. Наша задача – заранее учитывать возможность резких скачков трафика, принимать проактивные меры на случай сбоев при обновлении ПО, четко соблюдая параметры SLA», – отметил Александр Скоробогатов, начальник отдела корпоративных решений Центра проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет».
Развитие проекта
11 марта 2015 года стало известно о переводе 350 специалистов центрального офиса «М.Видео» на рабочие места по технологии VDI[1].
Совместными усилиями компании «М.Видео» и «Инфосистемы Джет» развернули рабочие места пользователей по технологии VDI:
- в дата-центре построена виртуальная отказоустойчивая ИТ-инфраструктура для подключения к рабочим станциям VDI
- на местах сотрудников установлены так называемые "нулевые клиенты"
- данные с ПК пользователей перенесены в хранилище данных.
М-Видео, 2013
За счет консолидации пользовательских и серверных вычислительных ресурсов в среднем в 5 раз снизилось энергопотребление, сократились затраты на администрирование и модернизацию рабочих мест.
В составе ИТ-инфраструктуры VDI:
- кластерная виртуальная вычислительная платформа,
- хранилище данных с возможностью многоканального доступа к дисковым массивам,
- системы диспетчеризации запросов (брокер подключений) и балансировки нагрузки.
Резервирование компонентов ИТ-инфраструктуры позволило существенно повысить надежность обработки и хранения пользовательской информации. VDI-среда интегрирована с ИТ-ландшафтом «М.Видео»:
- системами антивирусной защиты,
- резервного копирования,
- мониторинга.
Разработанные шаблоны виртуальных рабочих станций облегчают подключение новых пользователей.
«Нулевые клиенты не требуют обслуживания, работают в среднем в 1,5–2 раза дольше традиционных системных блоков, а при необходимости заменяются в считанные минуты. Благодаря их использованию сведена к минимуму поддержка конечных устройств и значительно снизилась нагрузка на системных администраторов, – подчеркнул Николай Фтодосьев, руководитель департамента информационных систем компании "М.Видео". – Кроме того, предложенная специалистами компании "Инфосистемы Джет" архитектура VDI на базе сертифицированных технических средств позволила повысить уровень защиты персональных данных от несанкционированного доступа. Теперь они обрабатываются на стороне серверов ЦОД и не переносятся на рабочие места сотрудников».
«При переводе сотрудников на новую инфраструктуру мы применяли индивидуальный подход. Помимо стандартного набора ПО, профили нередко содержали дополнительные приложения и данные, которые были перенесены в полном объеме, – поведал Александр Скоробогатов, начальник отдела корпоративных решений Центра проектирования вычислительных комплексов компании "Инфосистемы Джет". – Особенно отмечу, что переезд произошел в сжатые сроки и не оказал негативного влияния на рабочие процессы. В том числе, для таких подразделений, как бухгалтерия, работающая строго определенными циклами».
Проект аутсорсинга
21 июня 2016 года компания «Инфосистемы Джет» сообщила о проекте технической поддержки интернет-магазина «М.Видео».
В соответствии с планом «Инфосистемы Джет» полностью отвечает за функционирование платформы электронной коммерции «М.Видео» – от ИТ-инфраструктуры до прикладного ПО – в режиме 24*7.
В соответствии с потребностями бизнеса прикладной ландшафт сайта постоянно меняется, что повышает риски сбоев. Компания «Инфосистемы Джет» проводит полный цикл тестирования релизов, предоставляемых разработчиками, реализует проверку как нового, так и существующего функционала (регрессионные тесты) и несет финансовые обязательства за качество тестирования.
В сфере ответственности ИТ-партнера – обработка и устранение инцидентов, контроль корректности вносимых программных изменений, мониторинг системы. В среднем обрабатывается около 500 инцидентов в месяц, в пиковые периоды – около 900. В случае программного сбоя время реакции на поступивший инцидент – не более 15 минут, устранение проблемы в сложных ситуациях – в течение 4 часов, гарантированный уровень доступности сайта 99,9%.
Интернет-торговля по итогам 2015 года составила порядка 11% в обороте компании, и ее доля постоянно растет. Сегодня интернет-магазин "М.Видео" обрабатывает 25 заказов в минуту и обслуживает более 300 тыс. уникальных посетителей в сутки. Обеспечение бесперебойной работы интернет-площадки – задача первого приоритета. Передав ее нашему давнему партнеру, мы закрыли сразу несколько вопросов. Благодаря сотрудничеству с компанией "Инфосистемы Джет" нам удалось сократить затраты на поддержку интернет-магазина, несмотря на постоянный рост трафика на сайте. Также услуги партнера позволяют нам контролировать качество и сроки решения инцидентов, что особенно актуально в условиях динамичного развития сегмента интернет-коммерции нашего бизнеса. |
Заявки по инцидентам поступают от системы мониторинга, а также от группы технической поддержки, непосредственно взаимодействующей с пользователями. В задачи аутсорсинговой команды входит оперативное устранение проблемы или реализация обходного решения на период, пока разработчики технической поддержки создают требуемый программный патч. Все предлагаемые изменения специалисты компании «Инфосистемы Джет» проверяют на тестовых средах, после чего выполняют установку в промышленную среду.
Мы взаимодействуем с представителями не только ИТ-, но и бизнес-подразделений "М.Видео" – маркетинга, логистики и других отделов. Еженедельные совместные совещания позволяют нам лучше понимать запросы бизнеса, находить эффективные технологические решения и точнее приоритизировать задачи. Алексей Учамприн, заместитель директора Сервисного центра по качеству услуг компании «Инфосистемы Джет» |