Проект

Переход "Утконоса" на новую ИТ-архитектуру, в основе которой SAP S/4HANA, привел к многодневным проблемам в работе

Заказчики: Утконос

Москва; Торговля

Продукт: SAP S/4HANA
На базе: SAP HANA (High Performance Analytic Appliance)

Дата проекта: 2019/11
Технология: ERP
подрядчики - 1042
проекты - 10608
системы - 725
вендоры - 302
Технология: MES - Управление производствами и ремонтами
подрядчики - 150
проекты - 530
системы - 164
вендоры - 130
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 1165
проекты - 14920
системы - 1817
вендоры - 1022

2022: Новогодний сбой

Онлайн-магазин «Утконос» силами собственной команды перешел на новую ИТ-архитектуру, в основе которой находится платформа SAP S\4HANA. Не обошлось без перебоев, в результате чего доступ к магазину был ограничен 1 по 11 января 2022 года. На сайте «Утконос» до утра 11 января висело объявление о том, что заказ и доставка продуктов будут возобновлены 12 января.

«
«Утконос Онлайн» начал готовиться к масштабному переходу на новую систему еще в 2019 году. За последние два года мы полностью переработали ИТ-ландшафт и переосмыслили то, как работает наша система. Переход происходит только сейчас, после завершения основных работ по переработке архитектуры. Компания ожидала вызовы, связанные с масштабным переходом на новую архитектуру и развертыванием большого количества ИТ-систем. Однако, сервис не был остановлен, а был поставлен на паузу: отгрузка заказов не прекращалась, но была сильно ограничена, - рассказала TAdviser ИТ-директор «Утконос Онлайн» Мария Артамонова.
»

По ее словам, временная приостановка приема заказов была связана с необходимостью стабилизации всех ИТ-систем компании, выверкой корректности работы, настройкой систем безопасности для бережного сохранения пользовательских данных.

Как пояснила TAdviser Мария Артамонова, с 1 января компания перешла на новую архитектуру. С 4 января «Утконос» начал принимать заказы, ежедневно увеличивая слоты для клиентов.

Ограничения с приёмом заказов, по ее словам, были связаны с началом перехода на распределенную структуру ИТ-систем, благодаря использованию которой повысится производительность работы всех бизнес-модулей. В дальнейшем это позволит обрабатывать более 100 тыс. заказов в сутки. Метавселенная ВДНХ 3.6 т

Несмотря на масштабные изменения внутри, сайт компании продолжает корректно работать и клиенты могут оформлять заказы как обычно, в ближайшие дни объемы будут полностью восстановлены, добавила Артамонова.

С 1 по 11 января «Утконос» ограничил прием заказов из-за перехода на платформу SAP S\4HANA. Фото - Моллы.Ru

При этом пользователи отмечают, что срок возобновления работы в приложении переносится несколько раз: сначала возобновление доставки планировали восстановить 4 января, затем 6 января, потом было объявлено о 8-ом, 10-ом и 12-ом января.

В компании SAP СНГ, отвечая на вопрос TAdviser, сообщили, что выступали в данном проекте только как поставщик ПО, а внедрением и интеграцией занимается внутренняя команда «Утконоса».

До 2020 года миграцию с SAP ERP ECC 6.0 на SAP S\4HANA «Утконос» проводил при участии компании-партнера TeamIdea. Как рассказал TAdviser сотрудник TeamIdea, проект был завершен в 2020 году, при этом сервисы онлайн-магазина были доступны непрерывно.

Как рассказал источник TAdviser, знакомый с деятельностью «Утконоса», между ИТ-командой онлайн-сервиса и TeamIdea возникли разногласия. В результате, команда «Утконоса» решила дальше все делать самостоятельно, не привлекая внешних специалистов.

По данным источника TAdviser, знакомого с обстоятельствами сбоя, причиной отключения сервиса стала проблема с интеграцией «самописного» ПО «Утконоса» с платформой SAP. Собеседник рассказал TAdviser, что ERP-платформа работает, однако у команды не получается запустить на ней микросервисы, созданные внутри «Утконоса».

ИТ-команда компании уже давно пытается минимизировать количество промышленных решений и максимально перейти на инхаус-разработки.

В 2019 году ИТ-директор «Утконоса» говорила в интервью TAdviser, что основную часть систем компания планирует переводить на самописные решения, хотя и полностью отказываться от сторонних платформ не намерена. ERP на базе SAP планировалось сохранить.

«
Эта система является устойчивой с точки зрения учетных процессов. Поэтому здесь нет смысла изобретать велосипед, - объясняла Артамонова
»

ИТ-директор крупной розничной сети, попросивший не называть его имени, в разговоре с TAdviser отметил, что «Утконос» выступил первопроходцем. По его словам, проекты внедрения SAP всегда сложные и масштабные, поэтому немногие ритейлеры рискуют переходить на SAP S\4HANA.

Опыта миграции на платформу SAP в ритейле не хватает не только внутренним командам, но и профильным интеграторам. Проект команды «Утконоса», стартовавший несколько лет назад, стал ориентиром для всех участников рынка онлайн-торговли, добавил собеседник TAdviser.

2019: Планирование перехода на SAP S/4HANA к середине 2020 года

22 ноября 2019 года компания «Утконос» сообщил, что в рамках ИТ-стратегии планирует к середине 2020 года перевести все свои бизнес-процессы из SAP ERP ECC 6.0 на цифровую платформу SAP S/4HANA. Партнером по внедрению выступает TeamIdea.

По информации компании, в дальнейшем «Утконос» рассчитывает вести на данной платформе всю операционную деятельность и сформировать единое диджитал-пространство для развития, совершенствования и автоматизации процессов в будущем, в том числе с использованием возможностей SAP Cloud Platform (SCP).

«
На ноябрь 2019 года перед компанией стоит задача не только сохранить успешные наработки, но и подготовить и внедрить все необходимые изменения для дальнейшего развития бизнеса, чтобы это было удобно как сотрудникам, так и нашим клиентам. Утконос ОНЛАЙН работает в режиме 24х7, поэтому для нас принципиально важны надежные системы, способные эффективно поддержать оперативное управление бизнесом, его активный рост, а также позволяющие в работе с данными использовать технологии машинного обучения, искусственного интеллекта и другие инновации.

рассказала Елена Супрунова, финансовый директор Утконос ОНЛАЙН
»