Проект

Информационные технологии позволяют управлять ж/д фронтом на контейнерных терминалах в эпоху УКП

Заказчики: Трансконтейнер, ПАО

Москва; Логистика и дистрибуция

Подрядчики: Солво (Solvo)
Продукт: Solvo.TOS (ранее Solvo.CTMS)

Дата проекта: 2015/09 — 2018/07
Технология: WMS
подрядчики - 139
проекты - 2158
системы - 188
вендоры - 125
Технология: Логистическая информационная система
подрядчики - 85
проекты - 1068
системы - 144
вендоры - 108

2018

21 сентября 2018 года компания "Солво" сообщила как последние несколько лет в России активно развивается сервис доставки контейнеров посредством ускоренных контейнерных поездов, или УКП.

УКП – это железнодорожные составы, которые формируются исключительно из платформ для перевозки контейнеров и ходят строго в соответствии с установленным расписанием без остановок или с их минимальным количеством в пути. На сентябрь 2018 года организовано регулярное движение УКП на различных участках, в основном на пути из Москвы и Санкт-Петербурга в Китай и на Дальний Восток России.

Среди преимуществ данного вида сервиса выделяют следующие:

  • Скорость доставки (увеличение в разы – более 1000 км в сутки);
  • Строгое расписание движения поездов;
  • Отсутствие перегрузов контейнеров с платформы на платформу;
  • Ускоренная обработка состава в пунктах отправки и назначения.

Последний пункт как раз и стал возможным, благодаря внедрению современных информационных технологий на контейнерных терминалах. Подобным проектом была разработка и внедрение системы Интеллектуальный Контейнерный Терминал на одной из станций «ПАО ТрансКонтейнер» под Новосибирском в конце 2017 года.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.5 т

Так, информационная система позволяет регистрировать вагоны и составы в системе различными способами, в том числе с использованием специального комплекса камер видеофиксации и специализированных программных алгоритмов для распознавания номеров вагонов ж/д состава в момент прибытия. Помимо этого система может в автоматическом режиме составить планы погрузки морских контейнеров на платформы УКП на основании технических условий, проконтролировать процесс обработки и сгенерировать необходимые отчетные документы.

Расписание прибытия/убытия контейнерных поездов

Запуск сервисов доставки контейнеров посредством УКП различными операторами накладывает требования к информационным системам терминалов и станций, одно из них - необходимость в автоматизации расписания прибытия и убытия поездов. Так, например система Solvo.TOS позволяет создать расписание УКП, на основании которого система автоматически планирует отправку конкретных заказов по отправлению, сопоставив данные о пункте доставки для контейнеров из заказа и станции назначения контейнерного поезда, времени отправления и другие.

Сотрудник терминала может легко создавать расписания УКП в системе управления как вручную, используя специальный интерфейс, так и импортировать расписание поездов из сторонних ИС.

Учёт прибытия УКП

Долгое время при обработке ж/д фронта на российских контейнерных терминалах приёмосдатчикам было достаточно воспользоваться мобильными ТСД для фиксации визита составов. При появлении УКП появилась необходимость моментального заведения информации о прибытии/убытии поезда на терминале.

Благодаря таким технологиям, как оптическое распознавание символов (OCR), на контейнерных терминалах появилась возможность автоматической идентификации прибытия/убытия железнодорожных составов, в том числе УКП. Таким образом, это привело к экономии времени приёмосдатчиков и тальманов.

Номера контейнеров и платформ считываются камерами видео-фиксации в момент прибытия состава и сразу же распознаются с помощью специализированных программных алгоритмов. Эта информация в режиме реального времени передается в систему Solvo.TOS, и происходит автоматическое создание работ на документальное оформление визита, а за счет автоматического заполнения полей в документах экономится время приемосдатчиков.

Соблюдение технических условий (ТУ, МТУ)

Отправка любого груза невозможна без соблюдения правил размещения контейнеров на вагоне и их развесовки в зависимости от модели платформы. Проверять соответствия правильности погрузки контейнеров на вагоны в соответствии с ТУ и МТУ вручную, используя справочники, становится очень трудоёмким процессом, особенно в условиях требуемой оперативности при формировании ускоренных контейнерных поездов. Поэтому и здесь на помощь приходят современные информационные технологии. Так, например, в системе управления контейнерными терминалами Solvo.TOS предусмотрена возможность учета ТУ и МТУ при автоматической проверке соответствия правильности погрузки контейнеров на вагоны (платформы), а также в режиме автоматического построения плана погрузки контейнеров.

Планирование погрузки и выгрузки УКП

Планирование погрузки отдельных вагонов вручную при помощи классических xls таблиц уходит в прошлое, для этого теперь используются специализированные инструменты. Кроме того, появились расширенные требования к подобным системам в свете необходимости формирования УКП с учётом сотен разных параметров и ограничений. В системе Solvo.TOS есть специальный графический интерфейс «Ускоренные контейнерные поезда», который позволяет пользователю оперативно и просто вводить в систему исходные данные об УКП, с которыми предстоит работать и осуществлять планирование погрузки в разных режимах – ручном, полуавтоматическом и автоматическом. Для планирования в автоматическом режиме пользователю достаточно при создании очередного поезда в системе указать его длину в условных вагонах, количество контейнеров, которое планируется к погрузке, и дать команду системе на автоматическое планирование через контекстное меню. В ручном режиме при формировании ж/д подач на погрузку планировщик перетаскивает контейнеры из списка погрузки мышкой на доступные платформы по технологии drag and drop. При возникновении каких-либо несоответствий в конфигурации вагонов, весах или других условиях система мгновенно выдает ошибку и комментарий с объяснением, каким конкретно правилам учёта ТУ и МТУ не соответствует данное действие, и предложит замену. Система также следит за тем, чтобы, к примеру, один и тот же вагон не был добавлен в состав разных поездов. При добавлении вагонов в состав УКП система автоматически производит расчет длины контейнерного поезда, суммируя значения параметров вагона - длина по осям автосцепок – и производит сравнение с значением длины УКП в условных вагонах.

Благодаря автоматическому режиму подбора вагонов для погрузки УКП в значительной степени экономится время планировщиков, и предотвращаются человеческие ошибки. Так, система будет подбирать вагоны с учётом таких параметров, как годность, срок стоянки, дата ремонта, собственник, остаточный пробег и других.

При автоматическом планировании погрузки на УКП система управления запускает алгоритмы оптимизации размещения контейнеров. Например, если вагонов больше, чем контейнеров, система следит, чтобы контейнеры распределились по всей подаче равномерно. Если, наоборот, вагонов мало, то запускается алгоритм уплотнения.

При планировании размещения контейнеров на вагонах система отдает приоритет погрузке вагонов контейнерами одной станции назначения.

Приём/отправка контейнера с ж/д на терминале

Информационные технологии в значительной степени позволяют ускорить и упростить приём контейнеров с прибывших на контейнерный терминал составов. Для этого используются мобильные Wi-Fi терминалы сбора данных, система распознавания символов (OCR). При этом система управления будет в автоматическом режиме формировать работы на разгрузку для техники, например: для RTG, RMG или ричстакеров. При этом система согласно правилам маршрутизации распределяет работы между участниками процесса.

Для пользователей системы доступно специальное графическое приложение, где отображается в схематичном виде весь ход погрузки/разгрузки вагонов в реальном

времени. Система позволяет отображать как состояние всего ж/д фронта, так и состояние по отдельным веткам (группам путей, расположенных на одном железнодорожном фронте) и составам. Это позволяет диспетчеру держать весь процесс постоянно под контролем и вовремя реагировать на инциденты.

2017

В ноябре 2017 года стало известно об окончании проекта внедрения информационной системы «Интеллектуальный контейнерный терминал» (далее – ИКТ), разработанной компанией «Солво» на базе Solvo.TOS на одном из железнодорожных контейнерных терминалов ПАО «ТрансКонтейнер» в г. Новосибирске.

Технологической целью проекта, где «Солво» выступила одновременно генеральным подрядчиком и разработчиком, являлась реализация комплексного решения, объединяющего все существующие информационные системы, используемые на терминале: автоматизированную систему планирования и управления работой контейнерного терминала, систему документооборота, систему распознавания и регистрации входящих и исходящих грузовых потоков, а также систему оптимизации управления железнодорожными и автомобильными фронтами. Специалисты «Солво» спроектировали и построили сетевую инфраструктуру, осуществили поставку и монтаж серверного оборудования, мобильных и видео устройств, необходимых для системы распознавания и автоматизации управления терминалом Клещиха.

В рамках проекта по внедрению системы ИКТ компания «Солво» выступила экспертом по проектированию инфраструктурных систем.

«Солво» выполнила работы по поставке, монтажу и пуско-наладке инфраструктурных систем контейнерного терминала, позволивших с внедрением системы управления ИКТ обеспечить автоматизацию основных процессов на контейнерном терминале.

В частности, были развернуты:

  • Система сетей передачи данных и беспроводного доступа;
  • Система видеонаблюдения;
  • Система видеораспознавания;
  • Серверные комплексы;
  • Оборудование Auto-ID – ручные и монтируемые в кабины техники Wi-Fi терминалы для автоматической идентификации и сбора данных от компании Honeywell;
  • Прокладка оптоволоконных линий связи;
  • Создание узлов коммутаций.
  • Эффективность внедрения

Благодаря внедрению системы ИКТ, уже удалось добиться следующих результатов:

  • Сократить среднее время обработки автомашин в 3 раза;

  • Осуществлять как минимум 90%-ю загрузку КП при его отправке.