Заказчики: Онежский судостроительно-судоремонтный завод Петрозаводск; Машиностроение и приборостроение Подрядчики: Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ), SAP CIS (САП СНГ) Продукт: SAP LeonardoНа базе: SAP Cloud Platform Дата проекта: 2017/08
|
Технология: PaaS - Platform As A Service - Бизнес-платформа как сервис
Технология: Интернет вещей Internet of Things (IoT)
|
Содержание |
На базе однажды обанкротившегося, но возвращенного правительством к жизни в 2015 году Онежского судостроительно-судоремонтного завода в Петрозаводске (Карелия) планируется создать цифровую верфь. Процесс производства этой верфи должен быть цифровым на всем жизненном цикле - от проектирования судов до их полной готовности.
Завершить проект планируется в 2020 году. Генеральным подрядчиком в нем выступает Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ). Он разработал концепцию проекта, которая впоследствии была согласована президентом РФ Владимиром Путиным.
ИТ-начинка цифровой верфи
Цифровую верфь планируется создавать преимущественно на основе импортных программных продуктов. Например, продукты SAP директор Института ИТ СПбГМТУ Алексей Липис, отвечающий за цифровую составляющую проекта со стороны генподрядчика, в разговоре с TAdviser называл одними из базовых решений в этом проекте.
Меморандум о сотрудничестве в сфере разработки технологических решений для судостроительной отрасли, подразумевающий совместную разработку решений для цифровой верфи, СПбГМТУ и SAP СНГ подписали в мае 2018 года.
По словам директора Института ИТ СПбГМТУ, в числе решений SAP, которые рассматриваются к применению в проекте, - и ERP-система SAP, и для создания технологий дополненной реальности, и ряд других технологий. В совместном сообщении СПбГМТУ и SAP СНГ о сотрудничестве упоминается платформа SAP Leonardo.
Наша цель – сделать университет центром разработки сервисов и услуг для цифровизации и управления судостроительными предприятиями и верфями не только в России, но и на международном уровне, в странах СНГ и БРИКС. Опыт компании SAP поможет нам создать типовое и тиражируемое решение, которое будут использовать компании по всей стране, - заявил Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ. |
По состоянию на май проект с SAP находится в стадии проработки, поэтому точную сумму, которая на него потребуется, Липис не назвал TAdviser. По его оценкам, речь идет о «нескольких сотнях миллионов» рублей.
В части PLM-технологий, систем проектирования концепция цифровой верфи предусматривает использование решений Dassault Systemes в качестве основного ПО, рассказал TAdviser Липис. С ними в мае 2016 года СПбГМТУ также подписал соглашение о сотрудничестве. Сам университет работает с этой компанией еще с 1995 года.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Говоря о выборе импортных, а не отечественных ИТ-решений для использования в цифровой верфи, Алексей Липис отметил в разговоре с TAdviser, что в рамках проекта планируется создать то, чего не сделано нигде в мире, создать лучшее, как пример для подражания российским компаниям, в том числе, в области ИТ. Российские решения достаточного для такой задумки уровня пока отсутствуют, полагает директор Института ИТ СПбГМТУ.
Мы не очень любим термин «импортозамещение». Это стыдный для нас термин, потому что российское кораблестроение и судостроение - это передовая в мире отрасль, не отстающая. Поэтому если использовать здесь технологии, то они должны быть лучшими в мире, и это должно быть доказано практикой использования их в других странах мира, - отметил Алексей Липис. |
Цифровая верфь: что это
«Цифровая верфь» – проект гибкого производства с высокой степенью автоматизации. Он предусматривает использование современных цифровых технологий и создание единой информационной системы управления для машин, станков и прочего оборудования на судостроительном предприятии.
Идея цифровизации судостроительного производства подразумевает интеграцию всех программных продуктов, которые будут использованы в производственной деятельности верфи. В ней также должен быть использован набор самых современных строительных технологий, включая технологии лазерной резки и сварки металлов.
Машины и станки цифровой верфи будут информационно связаны между собой и заключены в единую систему управления. Это обеспечит машиностроительную точность по всей цепочке постройки.
Оцифровка судостроения - новшество в России
По словам заместителя департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса Ирины Ориничевой, проект цифровой верфи, который планируется реализовать в Петрозаводске, не имеет аналогов в мире и является первым в России[1].
Этот проект цифровой верфи является пилотным для всей России, для всех судостроительных предприятий страны, — заявила Ориничева. |
О планах к концу 2020 года создать цифровую верфь сообщал также Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге. Приступить к реализации проекта планировалось в первом квартале 2018 года.
Хроника проекта
2024: Завершение строительства цифровой верфи
На базе Онежского судостроительно-судоремонтного завода (ОССЗ) в Карелии завершается строительство первой в России цифровой верфи. Проект обошелся в ₽6,4 млрд и был реализован с использованием федеральных и региональных средств. Первое судно — буксир ледового класса — планируется начать строить в январе-феврале 2025 года, сообщили 14 ноября 2024 года в пресс-службе правительства Карелии.
Как передает РБК, к середине ноября 2024 года завершаются прокладка инженерных сетей и пусконаладочные работы роботизированного оборудования. Общая площадь производственных цехов, где будет организован полный цикл строительства судов — от заготовки металлопроката до окраски и комплектации, составляет 26 тыс. кв. м.
Директор завода Владимир Майзус рассказал, что в состав производственной линии входят сварочные роботы, оснащенные системой технического зрения, и портал для сканирования металлоконструкций. Всего 61 из 68 единиц оборудования, установленных на верфи, были изготовлены в России. Среди поставщиков — предприятия из Красноярска, Оренбурга, Обнинска и Краснодара.
Замена недоступного импортного оборудования на отечественные аналоги позволила реализовать проект в установленные сроки и с минимальными издержками, — отметил Майзус. |
Работа цифровой верфи начнется 1 декабря 2024 года. По словам представителей правительства Карелии, внедрение цифровых технологий и автоматизация производственных процессов увеличат производительность завода в 2,5 раза, а выпуск судов возрастет с 3 до 10 единиц в год.
Проект также предполагает создание более 500 новых высокотехнологичных рабочих мест. В 2025 году предприятие приступит ко второй очереди модернизации, которая включает строительство автоматизированного склада судового оборудования, модернизацию стапелей и слипов для инновационных судов арктического флота.[2]
2022: Начало строительства цифровой верфи
23 мая 2022 года стало известно о начале строительства первой в России цифровой верфи. Проект реализуется на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе (ОССЗ) в Петрозаводске (Республика Карелия).
Как сообщила пресс-служба Главгосэкспертизы, к 23 мая 2022 года на стройплощадке демонтируются здания и сооружения, попадающие в пятна застройки новых объектов, прокладываются временные инженерные сети, возводятся объекты вспомогательного назначения.
Предполагается, что на цифровой верфи будут выпускать суда типа «река-море» с внедрением передовых технологий. Проект предполагает внедрение цифрового сопровождения строительства судов, роботизации и автоматизации процессов производства с увеличением количества построенных судов с трех до 10 ежегодно.
Для цифровизации процессов, повышения эффективности производства и качества выпускаемой продукции на заводе внедрят систему учета и отслеживания материалов, интегрированную информационную систему цифрового производства, современные программное обеспечение и оптико-электронные средства наблюдения.
В Главгосэкспертизы отметили, что глубокая модернизация позволит сократить совокупные затраты «Росморпорта», покрыть потребности в строительстве значительного количества служебно-вспомогательных судов и обеспечить сроки строительства, необходимые для своевременного исполнения планов по обновлению и пополнению флота.
Вместе мы проделали серьезную работу и теперь наблюдаем, как столь значимый и уникальный для отрасли объект приобретает реальные очертания. Его перспективы значительны. Сделан первый важный шаг в деле создания современного отечественного «цифрового производства» и импортозамещения в отрасли гражданского судостроения, - заявил ведущий эксперт по объекту, главный специалист Отдела объектов производственного назначения Управления объектов энергетического комплекса и производственного назначения Главгосэкспертизы России Юрий Устинов.
Постановлением Правительства РФ предусмотрено предоставление 5,1 млрд рублей бюджетных инвестиций на реализацию проекта, о чем стало известно в конце января 2022 года.[3]