Заказчики: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой) Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: КСК Технологии Продукт: КСК.Платформа Интеллектуальный конвейер (КСК.ИК)Дата проекта: 2015/05 — 2018/03
|
2018
Проектные декларации долевого строительства
Строительство за счёт средств дольщиков - один из наиболее востребованных механизмов обеспечения граждан жильём. Между тем в данной сфере существует множество недостатков, приводящих к тяжёлым последствием для участников строительства. Например, организация, допустившая значительные нарушения в одном регионе, продолжает сбор средств на строительство в других регионах. Проблемы дольщиков находятся в фокусе первых лиц государства. Для регулирования отношения застройщиков и дольщиков принят ряд нормативных актов, существует процедура контроля со стороны региональных властей.
Одной из мер улучшения ситуации явилось создание информационной системы «Проектные декларации долевого строительства» Минстроя России. Система была разработана в 2017-м году и активно эксплуатировалась в 2018-м.
Основные задачи системы:
- Согласование сведений в электронном виде для получения и подтверждения статуса застройщика;
- Единообразный порядок взаимодействия застройщиков с контролирующими органами власти во всех субъектах России.
- Определение проблемных застройщиков в одном регионе и мгновенное информирование об этой ситуации всех контролирующих организаций для купирования проблем.
В системе реализованы бизнес-процессы согласования первичной декларации и внесения изменений в действующие проектные декларации (ежеквартально). «Группа Астра» в свободном доступе опубликовала курс по российской службе каталога ALD Pro для обучения администраторов
Согласование проектной декларации включает заполнение застройщиком электронной формы проектной декларации, анализ декларации региональным органом долевого надзора, получение дополнительных сведений (вне системы) и вынесение окончательного заключения. Длительность первичной процедуры, с учётом получения сведений из других органов власти - несколько недель.
С самого начала было принято решение о работе со структурированными данными, а не со сканированными копиями.
Вызовы и технологические решения
1. Особенностью проекта являлась необходимость активной работы в системе нескольких тысяч застройщиков, которые возводят жильё практически по всей стране. Существовало опасение, что придётся столкнуться с серьёзным уровнем неготовности строителей. Ведь для подачи сведений необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), наличие учётной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) как компании, так и её сотрудников.
К счастью, таких эксцессов практически не было. По нашим оценкам срок получения УКЭП, регистрации в ЕСИА не превышал 3-4 недель. что не вызывало сопротивления участников.
2. Проектная декларация - достаточно сложная информационная сущность. Она включает подробную информацию об объекте, в том числе данные по каждой квартире. Как только модель данных была разработана, в системе был создан функционал импорта документов в формате xml в дополнение к ручному заполнению. Крупные застройщики довольно быстро перешли на взаимодействие именно в таком виде. По мере уточнения информационной модели, публиковались новые версии формата. Дополнительно был реализован импорт реестра квартир из табличных редакторов.
3. В связи со значительной длительностью процесса согласования первичной декларации возможно изменение ответственных за заявку со стороны застройщика, поэтому доступом к заявке необходимо управлять без зависимости от конкретного сотрудника. Для удобства работы застройщиков был создан Личный кабинет юридического лица, с авторизацией по ЕСИА и возможностью управления пользователями и их правами в Системе со стороны самой компании.
4. Эксплуатация системы позволила приступить к точному измерению конкретных объёмов долевого строительства, используя первичные данные, а не обобщённые отчёты. При этом хранение плановых сроков, ежеквартальное отслеживание состояния каждой стройки могло давать новое качество контроля и тенденций рынка.
5. Создание общероссийской системы позволило снизить нагрузку на бюджеты регионов, которые в противном случае должны были бы создавать подобные системы самостоятельно, и унифицировать работы долевого надзора по всей стране. В ходе эксплуатации были выявлены разночтения в понимании законодательства на уровне разных регионов и приняты конкретные решения, воплощённые в информационной системе.
6. Ежеквартально несколько тысяч застройщиков подавали сведения об изменениях в проектные декларации почти одновременно в течение 3-4 дней. Постоянно проводилось отслеживание нагрузки и заблаговременные мероприятия по оптимизации системы и выделению дополнительных мощностей.
7. Подача ежеквартальных изменений приводила к обновлению данных в Проектных декларациях о каждом объекте и необходимости подписания УКЭП изменённых деклараций. У крупных застройщиков актуальными является до 150 объектов одновременно. Для удобства таких пользователей функция внесения изменений и инициация диалога переподписания деклараций была максимально автоматизирована.
8. Важной задачей была интеграция с Единой информационной системой жилищного строительства, оператором которой является АО «Дом.РФ». В ходе проекта был разработан формат и протокол передачи данных, налажена выгрузка.
Результатом работы по проекту явилось создание общероссийской системы, уменьшение количества обманутых дольщиков. В связи с изменением законодательства результаты работы подхвачены АО «Дом.РФ» и развиваются теперь этой компанией.
2017
Проектные декларации долевого строительства.
Исполнение услуги «Специальные технические условия» в электронной форме.
2015
Ведение Классификатора строительных ресурсов.
Исполнение услуги «Аттестация физических лиц» в электронной форме.