Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2

Александр Соловьёв о городском дизайне: ключевые аспекты и стратегии

15.09.23, Пт, 10:30, Мск,

В создании и развитии городского пространства заложено множество аспектов, которые необходимо учитывать, чтобы обеспечить комфорт и удобство для жителей. Эта задача требует творческого подхода, а также глубокого понимания потребностей общества и технических аспектов.

О том, как успешно реализовывать проекты развития городских территорий, расскажет Александр Соловьев, основатель и партнер архитектурной компании MPG Architects («М-Проект Групп»).

Александр Соловьев, основатель и партнер архитектурной компании MPG Architects («М-Проект Групп»)

Александр, вы занимаетесь архитектурой уже более 20 лет. Почему вы выбрали именно это направление?

Всегда интересовался архитектурой и влиянием окружающей среды на наше сознание, образ жизни и настроение, в широком смысле. Меня было интересно понять, почему некоторые районы кажутся более жизнеутверждающими, а другие производят впечатление депрессивных. Не раз обращал внимание на то, что в отдельных спальных районах царит мрачная, давящая атмосфера - и связано это не только с их `спальной` функцией и стоимостью недвижимости, но и с архитектурой и организацией пространства в целом. Знаете, изучая взаимосвязь между устройством городской жизни и нашим восприятием, я предположил, что архитектура и окружающая среда влияют не только на социально-экономическое благополучие, но и на ментальное здоровье. Раньше у нас не было информации, что эти процессы взаимосвязаны, но сейчас появляются исследования, которые подтверждают этот факт. Во многом из-за этого интереса я и пришел в архитектуру, чтобы постараться через свою работу приносить пользу обществу, создавать пространства, которые благоприятно воздействуют на жизнь и состояние людей.

И как складывался ваш карьерный путь?

Я начал с градостроительства. Первое образование я получил в области экономики, а в начале 2000-х годов меня пригласили возглавить разработку экономического направления генеральных планов в московском институте проектирования городов. На тот момент этот институт активно занимался разработкой мастер-планов для городов в Тюменской области и других регионах, передо мной поставили задачу разработать экономический раздел - это было очень амбициозным и сложным заданием. Увидев возможность применить свои знания на практике в архитектурных и градостроительных проектах, я с удовольствием согласился и полностью погрузился в эту сферу деятельности.«Группа Астра» разрослась до двух десятков компаний. Ключевые активы экосистемы 8.1 т

Сейчас вы руководите развитием в собственной компанией, как вы пришли к идее открыть свой бизнес?

Здесь все достаточно просто. Предприниматели начали обращаться ко мне с проектами в области менеджмента, разработки архитектурных концепций и привлечения инвестиций, которые были непрофильными и не подходили для выполнения в моем прежнем институте. Возникла необходимость открыть собственную компанию. Для этого я дополнительно получил образование в области градостроительства, и смог в полной мере реализовать свой потенциал в урбанистике.

И каков итог вашей деятельности в цифрах?

Компания работает около 10 лет, и могу сказать, что за это время мы реализовали более ста значимых проектов в различных странах и регионах России. В сумме площадь всех выполненных проектов уже давно превышает миллион квадратных метров.

Это внушительные цифры. А расскажите о самых интересных своих проектах?

Из недавних проектов я отмечу наш самый заметный - жилой комплекс Holiday House в Анапе, фактически это был мини-город с собственной инфраструктурой, я выступил автором градостроительной и архитектурной концепции. Наша работа была отмечена Urban Awards 2022 как наиболее привлекательный для инвестиций объект, а также проект стал победителем в номинации "Экологичный объект № 1" на федеральном конкурсе "Рекорды рынка недвижимости № 1" в России. В 2023 году проект снова был удостоен награды в федеральном конкурсе Urban Awards 2023 - на этот раз он был признан лучшим региональным жилым комплексом Южного Федерального Округа. Кроме того, проект стал финалистом в номинации "Лучшая курортная недвижимость" и занял третье место в региональном конкурсе по градостроительству.

Это серьезный успех, а в международных проектах вы принимали участие?

Да, конечно. Один из таких них - разработка концепции развития территории "Технопарка Лейпциг". Это был конкурс в Германии, где российские и немецкие архитектурные компании предоставляли свои предложения - наша концепция победила.

Мы предложили использовать энергоэффективные технологии и сосредоточиться на развитии кластера информационных технологий. Эти идеи были восприняты с большим энтузиазмом и организаторы сразу же начали процесс изменения градостроительной документации в соответствии с нашими предложениями.

На данном этапе мы внимательно следим за развитием рынка девелопмента в Казахстане. Сейчас у нас появилась возможность воплотить наш первый проект в Алматы - это архитектурная концепция жилого комплекса низкой этажности в центре города. Мы действительно гордимся этим и верим, что наша работа сможет внести положительные изменения в жизнь людей и города.

Вы проектируете только жилые комплексы?

Мы специализируемся на разработке проектов жилых комплексов, но также осознаем, что городская среда должна быть более разнообразной и функциональной. Поэтому мы уделяем внимание рекреационным зонам, где люди могут отдыхать, заниматься спортом и проводить время на свежем воздухе. Мы стремимся создавать не просто жилые комплексы, а пространства, которые делают жизнь людей более комфортной и приятной. Поэтому, помимо жилых комплексов, также разрабатываем проекты общественных и деловых зданий и комплексное благоустройство проектируемых объектов, чтобы сделать городскую среду более полноценной и удобной для жизни.

Скажите, пожалуйста, какие стратегии вы используете для развития бизнеса?

На нашем рынке очень большая конкуренция, однако успех зависит от качества предоставляемых услуг. Компании с надежной репутацией всегда пользуются большим спросом и постоянным потоком заказов. Мы нацелены на высокое качество в каждом проекте, независимо от его класса и функционального назначения. Наша цель - находить идеальный баланс между эстетикой и экономическими аспектами развития. Этот подход помогает нам и привлекать новых клиентов, и укреплять нашу позицию на рынке.

Поделитесь экспертным мнением, какие тенденции в урбанистике и архитектуре имеют место в наши дни?

В прошлом веке наша планета стала планетой больших городов и рост населения больших городов во много раз превышал общий рост населения земного шара. Процессы урбанизации продолжаются и сегодня, они идут по всему миру. Наша страна не является исключением, и проблемы организации городского пространства, особенно там, где сосредоточена основная часть населения, будут оставаться актуальными и в будущем. Среди специалистов ведутся многочисленные дискуссии и поиск оптимальных подходов к развитию городов, они экспериментируют с различными идеями, чтобы улучшить городскую среду и обеспечить научно-технический прогресс. Урбанизация создает благоприятные условия для развития научно-технического потенциала в городах, что на практике выражается в развитии экономики, новых высокотехнологичных компаниях и инновационных проектах, благодаря концентрации в городах талантов и идей. Именно за талантливых молодых специалистов уже идет, и в будущем будет идти конкуренция между крупнейшими мегаполисами мира и это, конечно, будет иметь отражение в урбанистике и архитектуре. Однако такое стремительное развитие связано и острыми задачами, которые предстоит решать в ближайшее время, приоритетными здесь являются, такие как экология и транспорт.

Как решается эта проблема?

Экологические практики сейчас в приоритете при организации городских территорий. Существуют специальные модели и современные проекты, направленные на создание зеленых и комфортных городских пространств, развитие пешеходных зон и электрического транспорта. Важная тенденция заключается в поиске оптимального баланса между автомобилями и пешеходами в городе, а также общественным транспортом. Каждый город имеет свою уникальную сложившуюся транспортную систему, и решение транспортных проблем должно в комплексе рассматривать и экологические аспекты, и социально-экономическую ситуацию. Какие-то города делают ставку на приоритетное развитие велосипедного транспорта, но есть и примеры, где такие подходы не реализуемы, вследствие географического положения. Каждый регион имеет свои особенности и требует индивидуального подхода, как правило, баланс между общественным транспортом, личными автомобилями и другими средствами индивидуальной мобильности регулируется социально-экономическими методами. Поэтому необходимо находить оптимальное решение для каждого конкретного случая.

В этом вы видите свою главную задачу как архитектора?

Именно так. Поиск баланса между функциональностью и эстетикой, между потребностями общества и уникальностью проекта - это главная моя задача как профессионала. Когда мы рассматриваем свой проект организации городского пространства как совокупность жилых комплексов и общественных территорий - мы стараемся создать не просто здания, а полноценную среду, где люди могут жить, работать и проводить свободное время с комфортом и удовольствием. Это требует креативности в дизайне в сочетании глубоким пониманием потребностей и желаний сообщества. Для меня важно, чтобы мои проекты действительно соответствовали ожиданиям людей и внесли вклад в улучшение качества городской жизни.

Автор: Михаил Артемьев