Содержание |
Цифровой паспорт (2 проекта)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Проект | Интегратор | Продукт | Технология | Год |
---|---|---|---|---|
ЭЛАР (Электронный архив, НПО Опыт) | ЭЛАР ПауэрСкан | СЭД - Системы потокового распознавания | 2015 | |
ЭЛАР (Электронный архив, НПО Опыт) | ЭЛАР ПланСкан | СЭД - Системы потокового распознавания | 2012 |
На 2013 год в числе приоритетных направлений деятельности Музея – не только изучение памятников культурного наследия и экспозиционно-выставочная деятельность, но и создание просветительских и музейно-педагогических программ, актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей.
Музей принимает активное участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона. Социально-ориентированные проекты разработаны специально для различных адресных групп: детей, молодежи, военнослужащих, представителей разных конфессий и проч.
Проблематика Музея достаточно сложна. Однако, в нейтральном пространстве музея профессиональная работа научных сотрудников, хранителей, музейных педагогов, экскурсоводов и других специалистов позволяет знакомиться с религией на языке, доступном пониманию самого неподготовленного посетителя.
Задача наших сотрудников – не обучение основам религии и не навязывание предпочтений. Музей рассказывает об истории и культурных традициях различных народов, учит уважать их религиозные взгляды, воспитывает культуру осознанной толерантности по отношению к представителям разных конфессий и различных этно-религиозных групп.
История
1932: Открытие музея
Государственный музей истории религии был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г.Богораз-Тан (1865–1936). В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.
15 ноября 1932 г. Музей был торжественно открыт в здании Казанского собора.
В отличие от существовавших в те годы в разных городах так называемых антирелигиозных музеев (Ленинградский антирелигиозный музей работал с 1929 по 1932 г.), Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен, включая рассмотрение эволюции религиозных представлений и культов, места религии в духовной культуре различных эпох, психологического аспекта религиозной веры, религиозно-общественных движений, процессов секуляризации, религиозного искусства и т.п. На протяжении десятилетий музейные сотрудники, не только создавали экспозиции и выставки, не только хранили (часто спасая от уничтожения) многие памятники религиозной культуры, но и вели систематическую исследовательскую работу по их изучению.
1932-1944: Становление
Период с 1932 по 1944 г. – это этап становления Музея истории религии, заложения основ и традиций научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и исследовательской работы. К 1941 г. МИР сосредоточил в своих фондах богатейшее собрание экспонатов, отажающих многообразие религий. Среди них –коллекция православных икон XVII-XX веков, предметы декоратиновно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. В Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собранием книг по истории религии и религиоведению в России. В 1935 г. бюро Отделения истории Академии наук объявило о создании на базе Музея научно-исследовательской ассоциации изучения религии.
В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников Музея находилось на фронте, оставшиеся поддерживали сохранность музейных коллекций, дежурили на крыше собора, тушили зажигательные бомбы. Музейная экспозиция была свернута, однако сохранялся доступ к могиле М.И. Кутузова. В годы блокады сотрудниками музея было создано несколько выставок, посвященных военно-историческому прошлому нашего народа. В 1942 г. на колоннаде Казанского собора была развернута выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.
1944-1960: Восстановление после войны
Второй этап истории Музея (1944–1960) связан с восстановлением его после войны и созданием большой экспозиции по истории религий мира, сделавшей его известным не только в СССР, но и за рубежом. Были созданы экспозиции отделов:
- «Религия Древнего Египта»,
- «Религия и атеизм Древней Греции»,
- «Происхождение христианства»,
- «История православия и русского атеизма»,
- «История папства и инквизиции»,
- «Религии Китая»,
- «Естествознание и религия»,
- многочисленные передвижные фотовыставки.
Только за 1954–1956 гг. Музей посетило около миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Шестнадцать послевоенных лет отмечены выходом в свет крупных монографических исследований, посвященных различным вопросам истории религии и свободомыслия, публикацией семи выпусков «Ежегодника МИР» (1957–1963) – фундаментального религиоведческого периодического издания, до сих пор сохраняющего свое научное значение.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
Много энергии и сил в укрепление позиций Музея вложил его тогдашний директор выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель В.Д.Бонч-Бруевич (1843–1955), постоянно живший в Москве и руководивший Музеем оттуда. В 1944 году заместителем директора по научной работе стал М.М. Шахнович (1911–1992) – известный историк религии и свободомыслия, обладавший глубокой эрудицией, обширным опытом и замечательными организаторскими способностями, под его началом и при его непосредственном участии осуществлялась вся деятельность МИР с 1944 по 1960-е гг. В разные годы сотрудничали с Музеем, консультировали, публиковали статьи в музейных изданиях, или были членами Ученого совета Музея такие замечательные ученые как И.Д. Амусин, П.И. Борисковский, Б.Л. Богаевский, С.Н. Валк, А.Х. Горфункель, А.И. Клибанов, И.А. Крывелев, С.Г. Лозинский, С.Я. Лурье, А.О. Маковельский, М.Э. Матье, В.И. Рутенбург, А.В. Предтеченский, В.Я. Пропп, А.Б. Ранович, В.В. Струве, А.П. Окладников, Б.И. Шаревская, В.О. Шаскольский и др.
В 1954 г. Музей получил название: Государственный музей истории религии и атеизма АН СССР.
1961: Переподчинение Минкульту, атеистическая пропаганда
С 1961-го г. Музей был переведен из Академии наук в ведение Министерства культуры СССР. В этот период наметился поворот всей работы Музея в сторону открытой атеистической пропаганды, способствовало этому прямое воздействие Ленинградского обкома КПСС. Это не могло не сказаться как на экспозиционной работе музея, так и на научных исследованиях, которые должны были сосредоточиться, прежде всего, на решении актуальных задач.
1970-е: Новая экспозиция
С начала 1970-х гг. наметились новые тенденции в деятельности Музея: началась работа над новой экспозицией, оживилась выставочная, собирательская и научно-исследовательская работа. ГМИР стал научно-методическим центром, сотрудники Музея стали ездить с выставками и лекциями по всей стране.
1990-2000: Новое здание, реконструкция
В 1990-м г. Музею возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. Он является музеем федерального значения и подчиняется Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция.
В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. В России впервые после почти векового перерыва музейный комплекс разместился в специально оборудованном и специально приспособленном для музейных нужд здании.