2018/01/24 16:15:19

Цифровые платформы
Digital Platforms

Цифровая платформа (англ. digital platform) – система алгоритмизированных взаимоотношений значимого количества участников рынка, объединенных единой информационной средой, приводящая к снижению транзакционных издержек, за счет применения пакета цифровых технологий и изменения системы разделения труда.

Содержание

Щедровицкий Петр Георгиевич, российский методолог и политтехнолог Президент фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», член правления фонда «Центр стратегических разработок „Северо-запад`»:

"Платформы – клетка третьей промышленной революции… [Платформы] придут на смену транснациональным корпорациям, которые были клеточкой второй революции." (Из цикла лекции, посвященных системам разделения труда; 23 лекция.)

Робин Чейз основатель самой большой в мире каршеринговой компании Zipcar:

«Все, что может стать платформой – станет платформой. Это настолько невероятно убедительно: «платформенные» компании растут быстрее, учатся быстрее, быстрее адаптируются и так далее. Если вы не сделаете платформу, кого-то другой вас опередит. Устаревшие институты должны понять, что у них действительно мало времени, чтобы принять этот путь. Потому что если они не делают этого, кто-то другой сделает это в их секторе экономики».

Что такое платформа цифрового предприятия?

  • Это не BI, не ERP и не EAM
  • В то же время, это и не IoT платформа
  • Единая цифровая платформа строитсявокруг концепции «озера данных»
  • Если в BI системах центральным элементомявляются `self-service dashboards`,то в платформе цифрового предприятияосновой является self-service конструкторсервисов, которым могут пользоваться все подразделения компании, а также дочерние организации
  • Платформа также обеспечивает каталог сервисов («маркетплейс»)

Почему они похожи на IoT платформы?

  • Устройства мира IoT –одни из самых активных генераторов данных: промышленная установка обычно генерирует 2000-10000 сигналов в секунду, а предприятие –до 100 тысяч сигналов в секунду, то есть до 10 миллиардов в день
  • Платформы цифрового предприятия и IoT платформы решают схожие задачи –быстрое создание внутренних корпоративных сервисов
  • Способы достижения этих целей также одинаковые –предоставление инфраструктурных «кубиков» позволяющих не изобретать велосипед, а также избежать множественных точек интеграции

Задачи платформ

  • Подключение и моделирование всех активов, создание цифровых двойников устройств, системи процессов
  • Сбор и агрегация всех данных, как собранных автоматически, так и введенных вручную операторами
  • Создание озера данных и витрины данных
  • Self-service инструментарий для созданияи визуализации срезов данных
  • Управление данными (data governance)
  • Глубокая аналитика (машинное обучение,потоковая, NLP…)
  • Low-code инструменты для создания сервисов
  • Корпоративный marketplace цифровых сервисов

Рынок цифровых платформ предприятия

  • Выходят игроки с full-stack IoT платформами, сервисными шинами (enterprise service bus) и ERP/EAM системами
  • Компании, предлагающие серьезные облачные платформы, скорее всего попытаются адаптировать свои решения под цифровые платформы для малого и среднего бизнеса
  • Порог входа на рынок высокий (инвестиции 100+ млн. USD)
  • Почти все успешные и серьезнопрофинансированные стартапыбудут,как обычно,куплены крупными игроками
  • Бурный рост рынка мы ждем начинаяс 2020 года и в последующие 7-10 лет
  • В РФ ситуация будет осложняться сложностьюподобных решений и необходимостью продаватьпо всему миру для финансирования R&D

2017: Создание платформы приложений для энергетики в Китае

В июле 2017 г. стало известно, что китайская Envision Energy занята созданием цифровой платформы, к которой присоединятся любые желающие разработчики приложений в области энергетикисолнечные и ветряные электростанции, сбыты, потребители, разработчики программного обеспечения. Речь идет о магазине приложений, глобальной экосистеме возобновляемой энергии.

Проект уже поддержан Microsoft и другими гигантами индустрии. Такие платформы объединят элементы интернета вещей в энергетике, давая потребителям и поставщикам достоверные данные о потреблении онлайн, возможность легко и оперативно управлять операциями. В свою очередь, инвесторы и страховые компании получат большую прозрачность для своего бизнеса в энергетическом секторе.CommuniGate Pro: итоги первого года работы законного правообладателя 2.2 т

Китайская платформа уже управляет 100 ГВт энергии, большая часть из которых представляют собой секторы солнца, ветра и аккумуляторов. По словам исполнительного директора Envision Energy Лей Чанга, компания, имея основной бизнес в ветрогенерации, тем не мене, рассматривает энергетику как единство генерации, распределения и потребления, и именно на этих принципах строит платформу.

Читайте также