2015/07/13 16:01:40

Экономика облачных сервисов

В статье рассматриваются ключевые аспекты экономики облачных сервисов: как рассчитать стоимость использования и ROI, как избежать скрытых затрат и другие.

Смотрите также:

Содержание

Вычисление ROI облачных сервисов

Когда приходит время просить CFO о бюджетах для облачных сервисов, будете ли вы готовы конкурировать с другим отделами, которым тоже нужны деньги? Финансовый отдел хочет знать о возврате инвестиций. Опубликованное ISACA (организация для профессионалов в сфере ИТ безопасности и аудита) руководство «Вычисление ROI облачных сервисов: С точки зрения клиента» поможет ставить финансовую аргументацию для использования публичных или частных облаков.

Этот документ поможет вычислить прибыль от проекта, включив в нее расчет возврата инвестиций. Калькуляция включает цену инвестиций, а также ожидаемую выгоду и показывает, насколько выгодно это вложение.

Формула выглядит так:

ROI = (Доход от инвестиций – Размер инвестиций) _______________________________

Размер инвестиций

Другими словами, единственное, что нужно знать, для использования этой формулы – доход от инвестиций. Это не всегда так просто определить и перевести в деньги. Пример использования формулы: если доход от инвестиций составит $900 тысяч в виде экономии расходов и нового дохода, а инвестиции составили $600 тысяч, то в итоге ROI составит 50%.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.8 т

Переменная «Доход от инвестиций» может включать отсутствие необходимости создавать инфраструктуру и нанимать людей для ее поддержки, что иначе потребовалось бы для обеспечения работы предприятия. Она также может включать перспективы нового дохода, потому что провайдер облачных сервисов может предоставить приложение, которое откроет для вас новые сегменты рынка или более широкий охват аудитории. Это – единственная причина, по которой руководитель ИТ службы должен работать в плотном контакте с бизнес-руководителями.

Руководство ISACA по расчету POI облачных сервисов также содержит довольно внушительный список расходов, ассоциируемых с облаком. Например: предоплата, расходы на возобновление и отказ от сервисов. Обо всем этом тоже стоит подумать. Вопрос заключается не только в технической готовности к использованию облаков, есть еще какие-то более мелкие затраты, о которых вы можете не подумать, например затраты на работу с вендором. Есть также пункт «затраты на отказ от сервисов» - это то. Что придется потратить, если вы захотите сменить вендора, или все-таки перейти на собственную инфраструктуру.

Какие-то подробности вы сможете получить напрямую у вендоров, а какие-то из них придется выпытывать. Руководство также рассказывает о сложностях и взмжных негативных аспектах использования облака, например, несовместимость с корпративной ИТ инфраструктурой, которую придется интегрировать, вопросах информационной безопасности, удовлетворения стандартов и страхе стать заложником вендора.

Руководство ISACA (Information Systems Audit and Control Association) было создано рассказать о сервисных моделях, включающих инфраструктуру как сервис, платформу как сервис, приложения как сервис. Он определяет различные характеристики и модели частного облака, публичного и гибридного.

Кроме того, еще один финансовый концепт, который является частью сервиса – стоимость владения (включающий «стоимость получения, оперирования и поддержки») и стоимость текущего использования сети, которая определяется как расчет текущих затрат на сервис, поделенный на затраты на сеть за время использования сервисов, плюс «внутренняя скорость возврата». И руководство дает эти формулы тоже.

Все эти расчеты могут показаться чрезмерными, но помните, когда вы идете на ковер к главному бухгалтеру (CFO) предприятия, это – именно те аргументы, которые он захочет услышать. Обязательно с цифрами расчетов, которые помогут вам аргументировать свои идеи о трате корпоративных денег на технологии. Руководство также дает еще одну подсказку – убедиться, что на предприятии все рассчитывают прибыль примерно одинаково, чтобы конкуренция отделов за деньги предприятия была честной.

  • Найти руководство (на английском языке) можно здесь.

Скрытые затраты при использовании облачных решений

По данным опроса корпорации Symantec об устранении скрытых затрат при использовании облачных решений «Avoiding the Hidden Costs of Cloud»[1] 2013 года, организации по всему миру сейчас переходят на облачные решения с целью получить конкурентное преимущество за счет повышения скорости, подвижности и гибкости бизнес-процессов. Более 90% всех организаций как минимум обсуждают возможность внедрения облачных решений, в то время, как в прошлом году этот показатель составлял 75%. В ходе исследования стало также известно, что как крупные корпорации, так и компании малого и среднего бизнеса испытывают на себе возросшие затраты, связанные с самовольным использованием сотрудниками облачных решений, сложностями резервного копирования и восстановления данных, а также неэффективным использованием облачного пространства. Говоря о «самовольном» или «неавторизированном» использовании облачных решений, специалисты имеют в виду ситуации, когда сотрудники компаний используют для работы сторонние облачные сервисы без разрешения со стороны IT-отдела.

Эксперты указывают на ряд ключевых проблем, с которыми придется столкнуться индустрии облачных вычислений в 2013 году. Они связаны, в первую очередь, с финансовыми трудностями и обеспечением безопасности. Бесперебойность работы рассматривается как важная задача в контексте участившихся случаев отключений, которые теперь представляют еще большую опасность, чем бреши в информационной безопасности. В период праздников у одного ведущего провайдера облачных услуг произошло отключение, которое было быстро устранено. Сам факт возникновения такой поломки впечатлил руководство некоторых предприятий, в результате чего были подняты вопросы, касающиеся предотвращения утечек данных, резервного копирования, восстановления данных, а также связанных с этим временных и финансовых затрат. Однако если подойти к делу с толком, организации имеют возможность построить оптимизированные облачные системы, гибкие и безопасные, позволяющие достигать поставленных бизнес-целей.

«Взяв под контроль развертывание облачных решений, компании могу получить все их преимущества в виде гибкости и экономии средств, снизив при этом риски безопасности и контроля данных, связанные с неавторизированным использованием сторонних облачных сервисов»,– заявил Фрэнсис дэ Суза (Francis deSouza), президент группы корпоративных продуктов и услуг компании Symantec.

Самовольное использование облачных решений

Согласно результатам опроса, одним из скрытых источников расходов является самовольное использование работниками компаний облачных решений в обход правил и требований этих компаний. Это на удивление распространенная проблема, с которой за прошлый год сталкивались 77% всех компаний. Как оказалось, она более актуальна для крупных корпораций (83%), чем для компаний малого и среднего бизнеса (70%), что, вероятно, обусловлено размерами.

Среди организаций, столкнувшихся с проблемами при работе с облачными решениями, 40% попали в ситуацию, когда конфиденциальная информация оказалась под угрозой, и более чем четверть сталкивались со случаями «угона» учётных записей, порчи веб-собственности, а также той или иной формой краж. Самый распространенный аргумент в пользу неавторизованного применения облачных решений – это способ сэкономить время и деньги.

Проблемы резервного копирования и восстановления из облака

Широкое распространение облачных решений усложнило процесс резервного копирования и восстановления данных. Во-первых, большинство организаций одновременно используют 3 и более решений для резервного копирования своей физической, виртуальной и облачной информации, что снижает эффективность, повышает риски, а также влечет затраты на обучение персонала. Более того, 43% компаний указали, что им доводилось терять информацию, размещенную в облаке, в то время как 68% так или иначе сталкивались с проблемами при ее восстановлении.

И наконец, большинство считает процесс восстановления данных из облака очень медленным и утомительным. Всего 32% опрошенных охарактеризовали его как быстрый, в то время как 22% заявили, что после потери значительного объема данных, их восстановление займет 3 дня и более.

Неэффективное использование облачных хранилищ данных

Одним из ключевых преимуществ облачных хранилищ является простота их предоставления. И иногда эта простота приводит к неэффективному использованию этих самых хранилищ. Как правило, организации стремятся к тому, чтобы использовать 50% имеющегося дискового пространства и более. В то же время, согласно данным опроса, этот показатель для облачных хранилищ равен всего лишь 17%. Существует также огромная разница между этим показателями у крупных компаний, использующих около 26% имеющегося пространства, и средним и малым бизнесом, где этот показатель равен всего лишь 7%. Более того, около половины опрошенных признают, что к большей части данных не применяется дедупликация, что усугубляет проблему.

Безопасность данных при передаче

Организации также размещают в облаке ряд активов: веб-собственность, онлайн-бизнесы или веб-приложения, через которые проходит различная конфиденциальная информация, такая как личные данные пользователей, финансовая информация, бизнес-транзакции и другая веб-активность. Для обеспечения безопасности передачи такой информации используются SSL-сертификаты. Исследование показало, что управление множеством SSL-сертификатов представляет для компаний большие трудности: всего 27% из них оценивают этот процесс как «легкий», и всего 40% уверены, что сертификаты их партнера, предоставляющего облачные решения, соответствуют корпоративным стандартам.

Скрытых затрат легко избежать

Результаты опроса показывают, что игнорирование этих скрытых затрат может привести к крайне негативным для бизнеса последствиям. Однако существует ряд принципов, следование которым позволит в значительной степени избежать этих проблем:

  • формирование правил и стандартов вокруг информации и людей, а не технологий и платформ;
  • обучение персонала правилам и стандартам, мониторинг и контроль их соблюдения;
  • внедрение инструментов, не привязанных к конкретным платформам;
  • дедупликация размещенных в облаке данных.

Примечания

См.также