2012/12/05 22:50:33

Ридеры электронных книг (e-book readers, EBR) в России

Российский рынок электронных книг (ридеров) в третьем квартале 2012 года демонстрирует рост 83% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Содержание

Типы электронных ридеров

  • Ридеры с TFT-дисплеями
  • Ридеры на базе экранов "электронных чернил" e-Ink

Рынок в России

2015 (прогноз)

К 2015 году темпы роста рынка электронных книг могут составить 40%, - таковы данные исследования маркетингового агентства Step by Step, проведенного в сентябре этого года. С момента своего зарождения российский рынок «читалок» активно развивается. Даже во время экономического кризиса, когда падали общие продажи электроники, рынок букридеров демонстрировал отличные результаты.

2012

Компания IDC подвела итоги исследования российского рынка устройств для чтения электронных книг (ридеров). Согласно IDC Quarterly Tablet & eReader Tracker, в третьем квартале 2012 года в Россию поставлено около 574 тыс. устройств этого типа. В сравнении с аналогичным периодом 2011 года рынок ридеров вырос на 83%. Первенство по объему поставок заняла компания Wexler.

2011

В 2011 году было продано в 2 раза больше ридеров, чем в предыдущем году, и практически в 4 раза по сравнению с 2009 г. (исследования маркетингового агентства Step by Step) В первую очередь, это связано с тем, что только малая часть потенциальных потребителей купила аппарат, а постоянное удешевление продукции лишь способствует увеличению спроса на устройства. Уже сейчас подавляющее большинство TFT-ридеров располагаются в ценовом диапазоне 3-6 тыс. руб., а аппаратов с экранами на жидких чернилах в основном продаются в сегменте 7-12 тыс. руб. За полгода с января по июнь 2011 г. «Евросеть» продала в 14,8 раза больше ридеров, чем за аналогичный период прошлого года (+1379%). За семь месяцев 2011 г. ритейлер продал ридеров больше, чем за весь 2010 год, добавляет она. В денежном выражении продажи этих устройств выросли в первом полугодии 2011 г. к тому же периоду 2010 г. в 5 раз (+410%)[1].TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам 10.3 т

Абсолютные цифры продаж ридеров в своих магазинах «Евросеть» не раскрывает, но делится оценкой рынка в целом: в первой половине 2011 г. в Россию было поставлено 658 000 этих устройств (на 438% больше, чем в первом полугодии 2010 г.), а в денежном выражении рынок вырос примерно с 1,2 млрд до 3 млрд руб. Для сравнения: планшетных компьютеров в первом полугодии 2010 г. в России было продано, по оценке Smartmarketing, около 200 000.

Росту спроса на ридеры способствовало быстрое снижение цен на них, считает Смольская. Если в I квартале 2009 г. (когда ридеры только появились в российской рознице) такое устройство стоило в среднем 13 500 руб., то сейчас — 4500 руб., говорит она. Трехкратное удешевление — следствие появления электронных книг с TFT-экранами (жидкокристаллические дисплеи на тонкопленочных транзисторах) и усиления конкуренции между производителями, считает Смольская: в I квартале 2009 г. весь рынок формировала продукция двух-трех производителей, а сейчас их не менее 20.

«М.видео» в первой половине 2010 г. продала 3000 ридеров, а в январе — июне 2011 г. — 50 000, говорит представитель сети Антон Пантелеев. В течение 2010 г. средняя цена устройства снизилась с 11 700 до 7350 руб., а сейчас ридеры ежемесячно дешевеют на 5-7%, отмечает он.

В «Связном», по словам его представителя, ридеры продаются с февраля 2008 г. В первом полугодии 2011 г. эта сеть продала 17 200 таких устройств — в 23 раза больше, чем за тот же период 2010 г., а в денежном выражении рост составил более чем 11 раз.

«Евросеть» завышает темпы роста продаж «читалок», считает директор российского представительства Pocketbook (украинский производитель ридеров) Евгений Милица. По его оценке, в первой половине 2011 г. российский рынок ридеров вырос по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. примерно на 300%. Но потенциал роста этого рынка в России огромен, не сомневается Милица: сейчас этими устройствами пользуется не более 1% россиян, тогда как в США, где продается около 15 млн ридеров в год, уровень их использования достигает 7-8% населения.

На объемах издания традиционной литературы растущая популярность электронных книг пока ощутимо не сказывается.

2010

Аналитическая группа SmartMarketing объявляет основные результаты исследования российского рынка устройств чтения электронных книг (e-book readers, EBR) за 2010 г.

Общий объем продаж устройств EBR на российском рынке составил 539 тыс. штук (с учетом всех типов и категорий, включая читалки с экранами на базе «электронных чернил» e-Ink и ЖК-технологии), что на 285% больше соответствующего показателя 2009 г. (189 тыс. шт.).

В 2010 г. на рынке устройств чтения электронных книг сформировалась новая товарная подгруппа — «ридеры» с TFT-дисплеями, на долю которых по итогам года приходится 11,26% (61 тыс. шт.), доля устройств на базе экранов e Ink — 88,74% (479 тыс. шт.)2. Лидер рынка, компания PocketBook, сохранила свои позиции (40,35% рынка в целом), несмотря на значительное обострение конкурентной ситуации в сегменте.

«Главный итог 2010 г. — рынок EBR растет и развивается. Этот сегмент прошел фазу «набора игроков» и вступил в фазу структуризации. При этом его развитие идет опережающими ожидания темпами. Продажи «читалок» в 2010 г. составили более полумиллиона штук, что почти в три раза больше, чем в 2009 г. — отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing, — Расстановка сил и позиции основных игроков в 2010 г. не изменились, однако застоя не предвидится — снижаются цены, развиваются технологии. Да и сама идея чтения электронных книг становится все более популярной, подстегиваемая ростом рынка не только «ридеров», но и планшетов».

Во второй половине 2010 года произошло «второе рождение» товарной подгруппы «ридеры с TFT-дисплеями». Такие устройства существовали и ранее (1997–2007 гг.; Rocket eBook, Cybook, Ectaco jetBoи др.), однако в то время большого распространения не получили.

В 2010 г. «ридеры» с (уже цветными) ЖК-экранами вновь обрели популярность, несмотря на то, что лишены основных преимуществ устройств на базе e Ink — комфортного для зрения экрана, длительного времени работы от одной зарядки, сохранение качества картинки при больших угла обзора, возможность чтения при прямом солнечном освещении. В то же время, их сильная сторона — более низкие цены. В среднем, ЖК-модели (средняя цена на конец 2010 года - около 4 тыс. руб.) примерно на треть дешевле классической модели с e Ink (средняя цена на конец 2010 г. — около 7,5 тыс. руб.). Продолжаются и попытки объединить преимущества экранов e Ink и традиционных ЖК-матриц, в результате чего появляются гибридные устройства, такие как Highscreen Alex (оборудован сразу двумя экранами, e Ink и TFT).

Лидеры рынка

Вторая половина 2010 г. также ознаменовалась активным выходом в данный сегмент новых брендов (соответствующие анонсы делались компаниями с середины 2010 года, но поставщикам потребовалось время на адаптацию и доведение устройств до уровня коммерческого продукта).

Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры за 2010 г. оставалась высокой. В сравнении с объемами продаж первого квартала, продажи во II квартале увеличились почти в полтора раза (147%, с 59 тыс. шт. до 86,6 тыс. шт.), третий и четвертый кварталы по отношению к первому составили 247% и 412% (145,7 тыс. шт. в III квартале 2010 г. и 243 тыс. шт. в IV квартале 2010 г., соответственно).

Состав игроков рынка за 2010 г. претерпел серьезные изменения: если на начало года участников было, в сущности, три: PocketBook с едва ли не половиной (43%) рынка, lBook и Sony (эта тройка охватывала 86% рынка), то на конец 2010 г. в сегменте работает около 30 вендоров. При этом лидер 2009 года, марка PocketBook, сумела сохранить рыночную долю, по итогам 2010 г. она занимает около 40% рынка EBR.

Следует отметить, что поставки мировых хитов рынка EBR производства Sony, Amazon и Barnes & Noble до сих пор происходят в основном по неофициальным каналам. Среди локальных же игроков преобладают компании, специализирующиеся на дистрибуции электроники, которые выводят на рынок однотипные продукты под частными марками (private labels): Digma, Prestigio, Explay, Nexx, Onyx, Lexand, Mr. Book и др. Часто эти устройства с технической точки зрения зачастую почти идентичны, только предлагаются по разным каналам и с разными брендами.

Десятка лидеров рынка «читалок» с экранами e Ink по итогам 2010 г. (перечислены по убыванию долей):

1. PocketBook (40,07%)

2. LBook (7,18%)

3. ONYX (6,27%)

4. Sony (6,06%)

5. Explay (5,66%)

6. Digma (5,45%)

7. iriver (3,49%)

8. ONEXT (2,83%)

9. Qumo (2,72%)

10. NEXX (1,92%)

Индекс рыночной концентрации демонстрирует существенные колебания, отражающие активность вендоров: 0,184519 в целом за год, 0,232235 в I квартале 2010 г., 0,212588 во II квартале 2010 г., 0,203504 в III квартале 2010 г., 0,151019 в IV квартале 2010 г. На общие результаты влияет наличие одного мощного игрока; если исключить влияние марки PocketBook, то конкуренция между прочими игроками оказывается еще более острой.

Десятка лидеров рынка «читалок» в целом (и e Ink, и TFT-ридеры) по итогам 2010 г. (перечислены по убыванию долей):

1. PocketBook (40,35%)

2. LBook (6,37%)

3. ONYX (5,56%)

4. Sony (5,38%)

5. Explay (5,02%)

6. Digma (4,84%)

7. Wexler (4,26%)

8. iriver (3,1%)

9. ONEXT (2,51%)

10. Qumo (2,41%)

Индекс рыночной концентрации также показывает существенные колебания (и незначительное влияние сегмента TFT-устройств): 0,184325 в целом за год, 0,231578 в I квартале 2009 г., 0,211209 во II квартале 2009 г., 0,224362 в III квартале 2009 г., 0,151926 в IV квартале 2009 г.

В разрезе технологических особенностей стоит отметить, что в течение 2010 года доминировали модели с 6-дюйм экраном и разрешением 800x600 (подавляющее большинство ридеров 2010 года). Растет популярность устройств с сенсорными экранами и Wi-Fi, увеличивается ниша 9-дюйм ридеров.

Среди наиболее актуальных тенденций сегмента EBR также следует назвать «ридеры» с сенсорными дисплеями, что значительно упрощает управление устройством. Набирают популярность connected-модели, оборудованные встроенными адаптерами беспроводного доступа. Эта тенденция особенно важна, поскольку дает основания прогнозировать развитие сегмента книжных Web-сервисов. До сих пор попытки создать «читалку», интегрированную с книжным магазином (такие как «ОЗОН Galaxy», «АйМобилко», Highscreen Alex и др.) оказывались не слишком успешными. В некотором смысле исключением стали connected-модели PocketBook, на которые устанавливается клиент собственного магазина компании BookLand. В то же время, успех сервисов PocketBook обусловлен не столько «контентным» сервисом как таковым, сколько общей популярностью марки на рынке.

Сравнение с бумажными книгами по восприятию информации

Электронные книги значительно уступают своим печатным собратьям - утверждает Гарольд Фриман, американский психолог и исследователь в области нейролингвистического программирования. Ученый не только наблюдал за общими тенденциями чтения книг, но и провел собственное исследование, которое включало 50 добровольцев. Им предлагались различные варианты получения книжной информации, а также моделировались определенные условия, характерные для общества не только США, но и ряда стран Европы, в том числе России.

Итак, все мы знаем, что сегодня многодневный труд писателя можно получить несколькими способами: купить книгу на рынке или в магазине, взять книгу в прокат, найти книгу в библиотеке и скачать бесплатно книгу из Интернета. Впрочем, скачать бесплатно можно далеко не всегда, а вот приобрести электронную книгу - это пожалуйста. Кроме этого, не будем забывать о том, что сейчас для популярных изданий в большинстве случаев создается аудиокнига, содержащая ту же информацию, но в другом формате.

Таким образом, получается, что условия извлечения содержимого книги существенно рознятся. Гарольд Фриман, будучи специалистом в области НЛП, зафиксировал любопытную вещь. Оказывается, электронные книги, которые кажутся удобными и оптимальными для чтения, не имеют даже 60% эффективности обычной печатной книги. Дело в том, что при чтении электронной книги человек смотрит на экран монитора. При этом на него действует масса второстепенных факторов, мешающих качественному восприятию информации. Это оболочка программы просмотра, яркость экрана, системные звуки, а также использование управляющих устройств – мыши и клавиатуры. А уж если вы еще и подключены к сети Интернет, то посторонних факторов будет как минимум в 2 раза больше. В результате всех этих особенностей чтение электронных книг имеет низкую эффективность, что особенно сказывается при образовательной и научной деятельности. Поэтому, например, студентам Гарольд Фриман рекомендует пользоваться обычными книгами, но не в библиотеках, а в спокойной домашней обстановке или на природе.

Относительно аудиокниг ученый получил двойственный результат. С одной стороны, исследованная группа показала отличный уровень запоминаемости, с другой – краткосрочность этого результата. Спустя небольшой промежуток времени испытуемые с трудом воспроизводили отдельные участки аудиокниги, при этом многие выдавали не существующую информацию, созданную исключительно собственным воображением. Учитывая эти и многие другие факторы, Фриман пришел к выводу, что аудиокниги – это великолепный инструмент, но только для оперативной подготовки.

Смотрите также

Примечания