2024/10/18 15:46:48

Максим Смирнов, IVA Technologies: Экосистема IVA превосходит возможности западных ВКС-гигантов

За 2023 год IVA Technologies увеличила выручку на 77% и стала первой компанией в области корпоративных коммуникаций, вышедшей на IPO. В чем секрет успеха компании, какие инновации она предлагает российским заказчикам и почему чувствует себя уверенно в планах по выходу на международные рынки, рассказал Максим Смирнов, заместитель генерального директора IVA Technologies.

Максим
Смирнов
Фокус нашей команды — постоянные инновации. Все продукты IVA — наши собственные разработки без каких-либо open source модулей и заимствований.

Сегодня тема импортонезависимости стала очень популярной. Что предлагает компания IVA Technologies для импортонезависимых бизнес-коммуникаций?

Максим Смирнов: До 2022 года большинство российских компаний использовало западные системы, причем обычно сразу несколько: у многих одновременно был Cisco, Polycom, Avaya и Microsoft, а еще китайские вендоры — целый «зоопарк» систем. IVA Technologies помогает не только перейти на российские решения, но и избавиться от этого «зоопарка», заменив их программными и аппаратными решениями экосистемы IVA.

В экосистеме IVA — более 14 решений: это корпоративный мессенджер IVA Connect, платформа видеоконференцсвязи IVA MCU, облачная платформа видеоконференцсвязи «ВКУРСЕ», бизнес-помощник на основе искусственного интеллекта IVA GPT, система управления и мониторинга IVA MS, сервер корпоративной телефонии IVA CS, линейка IP-телефонов, видеотерминалы IVA Room и IVA Largo, пограничный контроллер сессий IVA SBC и другие.

Все продукты IVA — наши собственные разработки без каких-либо open source модулей и заимствований. Мы полностью контролируем собственный код, что позволяет нам быть гибкими как в части управления планом развития функционала, так и в части обеспечения высокого уровня информационной безопасности.

Также нам удалось на самом старте начать создавать уникальную экосистему дистрибьюторов и партнеров, которые обеспечивают максимальное покрытие и доступность наших сервисов, быструю и качественную техническую поддержку.

Продукты экосистемы IVA — это только замена зарубежных решений для коммуникаций, или вы предлагаете что-то инновационное?

Максим Смирнов: Фокус нашей команды — постоянные инновации. Мы уделяем много внимания R&D, внимательно изучаем обратную связь от заказчиков, наблюдаем за мировыми трендами. Поэтому у нас уже есть много функций, выгодно отличающих нас от западных аналогов.

В частности, мы активно развиваем возможности ИИ. Например, стенограф IVA Technologies уже сейчас может преобразовывать речь в текст и создавать краткое резюме встреч. При этом стенограф обучен правилам русского языка: он расставляет знаки препинания, учитывая интонации, а также четко различает аббревиатуры.

Мы активно обучаем нейросеть IVA GPT, чтобы превратить ее в полноценного персонального бизнес-ассистента, который может отвечать на вопросы, вести деловую переписку, готовить проекты документов и презентаций на разных языках, по итогам встреч ставить задачи и назначать сроки их исполнения. IVA GPT учитывает контекст и предысторию предыдущих сообщений для создания более точных ответов, предоставляет рекомендации и решения на основе полученных от сотрудников данных, а также может послужить платформой для создания корпоративной базы знаний.

Кроме того, IVA можно масштабировать фактически до бесконечности: система стабильно работает с десятками тысяч пользователей. У многих западных вендоров в этом плане есть серьезные архитектурные ограничения.

Архитектура многих западных вендоров выстроена таким образом, что для каждого функционального модуля требуется отдельный продукт с отдельным лицензированием, администрированием и так далее. В рамках экосистемы IVA все функциональные модули доступны в едином интерфейсе.

Расскажите подробнее о вашем подходе к разработке решений и внедрению инноваций

Максим Смирнов: Один из ключевых элементов нашего подхода к разработке — это аналитика. Выделенная команда анализирует имеющиеся на рынке решения, проактивно работает с заказчиками и задает им вопросы о реальных потребностях бизнеса, проблемах и задачах.

Я не умаляю достоинств серьезных западных и восточных компаний, но будем честны: они всегда были далеки от российских заказчиков, а сейчас и подавно. Добиться того, чтобы под вас доработали какое-то решение или оказали оперативную сервисную поддержку, было практически нереально даже в лучшие времена. А тут приходим мы, выясняем, какие решения реально нужны для процветания бизнеса, включаем их в свою дорожную карту — это неизменно вызывает симпатию заказчиков.

И, конечно, аналитика и подход к разработке — это многомерный механизм, в нем задействованы как внутренние службы, так и результаты исследований независимых агентств, а также учитываются лучшие практики иностранных R&D центров. Многие фишки, сервисы, интеграции мы придумываем сами, благодаря мощной экспертизе и опыту нашей команды.

Насколько остро стоит вопрос импортонезависимости в бизнес-коммуникациях? В каких отраслях отечественные решения глубоко интегрированы, а в каких идет отставание, и почему?

Максим Смирнов: Бизнес-коммуникации неразрывно связаны с информационной безопасностью и с вычислительной инфраструктурой в целом. Со времен ковида и перехода на удаленный или смешанный форматы работы коммуникационные сервисы любого вида, будь то телефония, видеоконференцсвязи или месседжинг, стали критичными для бизнеса. Поэтому вопрос импортонезависимости стоит остро: заказчики лишились техподдержки, обновлений, а в случае с оборудованием — возможности его ремонта и замены.

В авангарде импортозамещения — находился сектор B2G, которому было необходимо быстро реализовать планы по импортозамещению. Другой вопрос, что из-за спешки не все выбрали оптимальные решения, где-то параллельно продолжают использовать привычные сервисы типа Zoom или Teams, где-то уже ищут замену одного российского решения другим.

Коммерческие компании относятся к вопросу импортозамещения по-разному, так как по отношению к ним нет жестких требований от регуляторов по использованию российского ПО. В то же время пользоваться сервисами иностранных вендоров можно с существенными ограничениями и рисками: без технической поддержки системы иностранных вендоров быстро устаревают, становятся небезопасны и не позволяют бизнесу развиваться с той скоростью, с какой он мог бы. Поэтому многие компании переходят на российские системы. Сегодня среди наших заказчиков доля заказчиков с B2B и B2B Enterprise достигла 40%.

Сталкиваетесь ли вы с предубеждением о том, что зарубежные решения для бизнес-коммуникаций лучше российских? Если да, то как вы эти предубеждения преодолеваете?

Максим Смирнов: Даже ярые апологеты западных технологических гигантов начинают понимать, что 40% функций зарубежных сервисов полностью не востребованы, еще столько же использовались крайне редко, и нужно сфокусироваться на 20% функционала, который должен работать идеально.

Функциональность экосистемы IVA достаточно широкая и покрывает все основные потребности заказчиков. Примерно с 2021 года она превосходит возможности технологических гигантов.

Порой сложно преодолеть пользовательские привычки — поэтому мы разрабатываем персональные программы онбординга будущих пользователей: документацию, инструкции, персональное тренинги ключевого персонала: от бизнес-помощников до линейных руководителей и эйчаров.

Один из главных аргументов перехода на российское решение — это безопасность. Сегодня хакерские атаки на российские компании идут ежедневно, поэтому для российских разработчиков обеспечение ИБ стало абсолютным приоритетом. Те предприятия, которые продолжают пользоваться иностранными системами, находятся под большой угрозой, так как обновления ПО недоступны, и хакеры могут в любой момент воспользоваться дырой в безопасности.

В 2023 году выручка IVA Technologies выросла на 77%. Как вы обеспечили подобную динамику?

Максим Смирнов: Во-первых, у нас серьезная база лояльных заказчиков: сегодня сервисами IVA пользуются более 500 компаний, которые продолжают с нашей помощью развивать свои системы бизнес-коммуникаций за счет новых продуктов и сервисов.

Во-вторых, мы успешно наращиваем клиентскую базу и расширяем каналы реализации, в том числе за счет интенсивного развития каналов продаж — через дистрибьюторов и интеграторов.

Около 82% выручки в 2023 поступило от продажи лицензий на наш флагманский продукт — ВКС-платформу IVA MCU, но мы также выпускаем новые решения, и спрос на них растет.

Нанимаете ли вы новых людей для поддержки столь впечатляющего роста выручки?

Максим Смирнов: Мы довольно серьезно увеличили штат, но по меркам крупного ИТ остаемся небольшой компанией: сейчас в IVA Technologies работает порядка 350 сотрудников, из них 64% —разработчики и инженеры. Мы делаем упор не на количество, а на качество, и нанимаем доказавших свою экспертизу профессионалов. Поэтому нам удается делать серьезные проекты силами относительно небольшой команды.

Есть ли трудности с привлечением ИТ-специалистов?

Максим Смирнов: Кадры — это общая рыночная «боль». Часть высококвалифицированных специалистов уехала из России, с крупным финтехом трудно конкурировать, да и в принципе безработица сейчас достигла рекордно низких показателей за всю историю страны. Поэтому IVA Technologies планирует инвестировать в долгосрочную стратегию привлечения кадров: мы прорабатываем сотрудничество с ВУЗами, разрабатываем собственные программы обучения и преподаем их с последующей сертификацией в специализированных учебных центрах.

Расскажите о последних крупных кейсах внедрения экосистемы IVA

Максим Смирнов: В прошлом году, например, мы завершили внедрение экосистемы IVA в Московском кредитном банке. В МКБ до этого использовали Skype for Business — это предшественник Microsoft Teams. Кейс интересен тем, что мы проработали предубеждения заказчика и сложившийся пользовательский опыт в части удобства зарубежного интерфейса. Мы смогли убедить заказчика, что наше решение намного технологичнее уже сейчас, а в перспективе — оно еще более выигрышное для безопасных и эффективных бизнес-коммуникаций.

Какими бывают сценарии использования облачных и on-premise решений ВКС? На что надо ориентироваться компании при выборе?

Максим Смирнов: Ключевой момент — для каких именно коммуникаций нужна ВКС. Если это чувствительная информация, то заказчики предпочитают on-premise решение со всеми возможными инструментами защиты конфиденциальных данных. On-premise также позволяет делать гибкие настройки под конкретные задачи бизнеса. У облачных решений меньше возможностей по обеспечению информационной безопасности, они также накладывают определенные ограничения настроек из-за правил и политик провайдера. В то же время у облака есть свои преимущества: оно дешевле с точки зрения инфраструктуры, лицензий, также оно проще организационно. Если заказчикам нужно проводить вебинары или конференции без существенных ограничений по информационной безопасности, то облачное решение подойдет идеально.

Многие наши корпоративные заказчики комбинируют нашу ВКС-платформу IVA MCU (on-premise) и облачное решение ВКУРСЕ в рамках одного проекта или одной системы для оптимизации собственных расходов.

В экосистеме IVA появилась линейка IP-телефонов. Насколько этот сегмент сейчас востребован?

Максим Смирнов: У нашей компании есть многолетняя экспертиза по IP-телефонам. Еще в 2017 году мы приняли стратегическое решение развивать экосистему IVA в разрезе решений для IP-телефонии и разработки собственной линейки IP-телефонов. Сегодня наша линейка IP-телефонов IVA имеет статус ТОРП и запущена в производство в РФ. По нашим подсчетам, в России используется более 10 млн IP-телефонов иностранных производителей. У предприятий, использующих зарубежные аппараты есть две большие проблемы: невозможность обновления внутреннего ПО и физическое устаревание оборудования. Поэтому спрос на российские IP-телефоны растет, и мы готовы его удовлетворять.

Каким вы видите будущее своих продуктов в контексте развития технологий в ближайшие пять лет?

Максим Смирнов: Мы планируем идти в сторону создания супераппа. Более того, мы уже практически пришли в эту точку: на нашем ежегодном мероприятии IVA DAY мы официально объявляем о нашем супераппе, который составит полноценную конкуренцию Microsoft в области бизнес-коммуникаций.

В рамках стратегии до 2028 года планируем развивать и обогащать суперапп и экосистему новыми сервисами: почтовым сервером и клиентом, запуском SDK и конструктора приложений для супераппа, развитием функций совместной работы — цифрового рабочего места. И конечно будем развивать сервисы на базе ИИ, такие как: автоматизация деятельности и интеграция, чат-боты и ассистенты, цифровое сознание предприятия.

IVA Technologies вышла на IPO этим летом. Каков ваш следующий шаг?

Максим Смирнов: Наш следующий шаг — выход на международные рынки: Латинскую Америку, Африку, Ближний Восток, Азию. Есть более 100 стран, которые сотрудничают с Россией и заинтересованы в работе с нами. IVA Technologies — первая и пока единственная публичная компания в области корпоративных коммуникаций, вышедшая на IPO, с сильной базой с точки зрения и людей, и финансов, и технологий. Поэтому мы уверены в своих силах и уже начали предметные переговоры с рядом стран.

Присоединяйтесь 6 ноября к IVA DAY 2024 и станьте частью сообщества, которое формирует будущее информационных технологий в России! Регистрация открыта >>>