2023/08/07 14:31:39

Исламский банкинг
Индустрия долевого финансирования

Использование опыта исламского банкинга, ориентированного на развитие реального сектора экономики, было бы полезно как российским банкам, так и ритейлерам, а также другим небанковским бизнес-структурам. В первую очередь, это даст возможность привлечь инвестиции из стран Ближнего Востока и полнее использовать инвестиционный потенциал мусульманского населения нашей страны. Наконец, этот подход способствует сдерживанию инфляции и минимизации доли проблемных кредитов.

Содержание

Определение

Компании, занимающиеся процессингом или лицензированием систем управления банковскими картами и имеющими клиентов в исламском мире, уже давно поддерживают главное правило ИФ, по которому банк не может выдавать кредит и брать проценты. Традиционная логика работы кредитных карт здесь не применима, и поэтому реализуются другие способы управления карточными счетами. Они позволяют держателям карт пользоваться средствами банка, а банку получать доход в виде платы за оформление, выпуск и обслуживание счета.

Понятие ИФ не до конца понятно большинству соотечественников и часто ассоциируется с сервисом, доступным только для мусульман, однако это абсолютно не так. Работать по принципу ИФ может любой финансовый институт и любое физлицо. Кстати, для ИФ иногда используется и более нейтральное название: индустрия долевого финансирования. При этом качественно участие банка в финансировании как бы сдвигается из зоны debt в зону equity, и философски это уже в какой-то степени банк «с человеческим лицом», который не использует трудное положение клиента, чтобы получить большую прибыль, а помогает своей клиентуре, будучи готовым разделить с ней возникающие риски. В основе исламского или «этического» банкинга заложен принцип партнерства клиента и банка.

"Сущность исламской экономики прежде всего ... отказ от процента, отказ от фьючерсных сделок. Ближе всего, как методика работы ... подходит понятие проектное инвестирование. Это проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков, долевым участием. Банк не получает процента, банк изучает человека, который пришёл к нему за помощью, предложенный бизнес-план, анализирует риски... Существует исламское страхование. ... Главным является принципиальный запрет на игры со временем. Главная установка ислама, как метода определения подхода к объективному миру (включая и трудовые процессы). ... Главная забота - не допустить игр со временем, и не допустить закладывание времени, особенно будущего, ещё не прожитого времени, в пользу каких-то спекулянтов сегодня. Ну в частности, например, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который ещё не выращен, что является обычным делом на Западе. ... Общество (исламское — прим. ред.) устроено так, что оно фундаментально ... ориентированно на реальную экономику ... на уровне официальных законов и на уровне общества. ... Установка на реальное производство и установка на то, чтобы не давать спекулировать твоим собственным временем. ... (описание реального положения в исламском мире — прим. ред.) ... Как ни странно, гораздо более динамично развивается исламское банковское дело в Европе, особенно в Великобритании ... там существуют исламские банки и там существуют исламские окошки в обычных банках (например, Citibank, Barclays)... Это спорная вещь, потому что есть такое понятие - халяльные деньги (дозволенные с точки зрения шариата), на котором не лежит печать криминала (с точки зрения шариата). Если у Вас банк, в целом, не халяльный ... и в нём есть исламское окошко, в которое вы даёте деньги не в рост, а чтобы вложить в полезное дело... но общий пул денег, Вы же не знаете, как они там ... смешиваются с остальными деньгами или не смешиваются. ... Исламская экономика стоит на той позиции, что деньги пахнут. Например, Вы не можете пользоваться деньгами, полученными от алкоголя, даже если этот алкоголь продан пьющим не-мусульманам. Т. е. вы не имеете права продавать алкоголь вообще, ... но вы не имеете права и пользоваться этими деньгами от алкоголя (от прибыли продажи — прим. ред). ... Динамика развития исламских банков эффективно конкурирует с динамикой развития обычных банков. ... (Многие европейские) хозяева оценили преимущества работы с исламскими банками ... преимущества той надёжности, тех гарантий, которые дает этот исламский подход. ... Но надо отдавать себе отчет, что удельный вес исламской экономики не сравним с общим экономическим балансом на планете."[1]

История исламского финансирования

История коммерческих банков в западном мире сама по себе не очень стара. Развития деятельности коммерческих банков на Западе синхронизировано с появлением индустриальной цивилизации в последние два с четвертью века. С началом промышленной революции возник огромный рост торговцев, производителей, промышленников и других предпринимателей, которые хотели, расширить свой бизнес и создать различного рода фирмы, но собственных финансовых ресурсов было не достаточно. Таким образом, нужно было найти метод для получения доступа к финансам других предпринимателей[2].

Существование потребности финансового посредничества и явилось основной мотивацией возникновения коммерческих банков, которые очень скоро стали основой современной промышленной и финансовой системы. Эффективно и гладко функционирующая банковская система сегодня является одной из самых основных предпосылок успешного развития экономики.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 13.7 т

Когда мусульманский мир вступил в контакт с индустриализацией и другими учреждениями капитализма, включая коммерческую банковскую систему, мусульмане могли выбрать один из двух вариантов:

  • принять схему существующих коммерческих банков если при этом будет утверждено, что процент, начисляемый коммерческими банками не будет содержать элементов риба (проценты), запрещенный исламом. Таким образом, коммерческие банки смогут стать допустимыми для мусульман.
  • принять решение, что процент, начисляемый коммерческими банками является риба и с учетом этого принять альтернативную систему банков, которая не будет нарушать принципы исламского шариата.

Однако Коран категорически запрещает любые излишки (или избыток) по сравнению с основной суммой, подлежащей риба и ясно говорит о том, что кредиторы имеют право только на основную сумму. Ислам не делает никаких различий между потреблением и производством кредитов. Запрещение Риба должно применяться независимо от целей выдачи кредитов.

Как следствие, современные коммерческие банки не могут добиться значительного прогресса в мусульманских странах, как это было в западном мире, и даже в некоторых азиатских странах. Это подтверждается тем фактом, что коммерческие банки в мусульманском мире даже сегодня в основном ограничиваются расположением в крупных городских центрах, где западная культура и цивилизация сделали глубокий прорыв. Но даже в городах, значительное количество людей держится подальше от коммерческих банков по религиозным и моральным причинам, соблюдая предписания Корана в отношении риба. Есть среди них те, кому приходится иметь дело с банками, в силу обстоятельств или из-за отсутствия каких-либо банковских институтов, допустимых Исламом, которые считают, что это нарушение веры. Они не используют проценты в качестве собственных средств. То ли они оставить их в банке невостребованными, то ли дать кому-нибудь другому.

Другой подход - разработать банковскую систему в соответствии с требованиями шариата, стал еще более актуальным в последнее время, хотя идея создания беспроцентного банка восходит еще к 1940-м годам. Однако в то время еще отсутствовали условия для практических мер по созданию исламского банка, так как не было идей по техническим деталям и фактическом функционировании беспроцентного банка. На самом деле теория беспроцентного банковского дела и идея исламского банкинга остаются простыми желаниями, даже не планом, в течение длительного времени.

Ранний эксперимент

Новаторский эксперимент, положивший принципы исламского банковского дела на практику, был проведен в Мит-Гамр в Египте с 1963 по 1967 год. Эксперимент объединил идею немецких сберегательных банков с принципами банковской системы в рамках исламских ценностей. Мит-Гамр в основном это сельская местность и люди там в целом, как и везде в исламском мире, был весьма религиозен. Они не размещали свои сбережения в любом банке из-за запретности процентов в Исламе. Кроме того, вряд ли какие-либо финансовые учреждения были доступны им ранее. В этих условиях задача заключалась не только в соблюдении исламских ценностей, но и в воспитании людей в использовании банковских услуг.

Западный эксперт описывает значение эксперимента Mit-Гамр следующим образом: "Большая часть населения никогда не имела дела с финансовыми институтами. В связи с этим, накопление капитала было нарушено. В основном религиозное население, как правило, не доверяло банкирам, работающим в западном стиле, было несколько местных отделений, опекающих их. Поскольку значительная часть доходов не тратилась сразу, а откладывалась на социальные события, чрезвычайные ситуации и тому подобное, образуя мертвый капитал, который не может быть использован для продуктивных инвестиций. Однако, условием каких-либо изменений поведения от накоплений и "реальной экономии активами" до "финансовой экономии" было создание финансового учреждения, которое не нарушает религиозные принципы широких слоев населения. Только тогда большая часть населения была интегрирована в процесс накопления капитала. "

Таким образом, была предпринята попытка включить сельское население в финансовую систему и "развития природы указанного раннее эксперимента сделали это очень важным"

В проекте Мит-Гамр были приняты следующие типы счетов:

  • (I) сберегательные счета;
  • (II), инвестиционные счета,
  • (III) а также закят счета.

Проценты не подлежат выплате по вкладам сберегательных счетов, но по ним было разрешено снимать по первому требованию. По ним есть право на небольшие, краткосрочные беспроцентные займы для производственных целей. Средства, вложенные в инвестиционные счета, были подвергнуты ограничению изъятия и возможности инвестиций на основе участия в прибылях. Закят счета привлекли внимание, обусловленное суммой закята для распространения среди бедных слоев населения.

Проект исламского банкинга Мит-Гамр был неожиданным успехом.

Сберегательные вклады увеличились с 25 000 египетских фунтов до 125000 египетских фунтов в 1963-66. За тот же период инвестиционных депозитов увеличилось с 35000 до 75000 египетских фунтов. Эксперт также сообщил, что "банк функционировал осторожно, отвергая, в среднем, 60 процентов кредитных заявок".

Хотя проект Мит-Гамр сделал хороший старт, от него пришлось отказаться из-за определенных политических факторов. В настоящее время он имеет только историческое значение. Тем не менее, это был первый эксперимент, который показал, что банковская деятельность может быть организована на основе исламских принципов уважения, запрета риба и отсутствия процентов.

Появление исламских банков

Первый исламский банк в городских условиях был создан в Каире в 1971 году с участием Социальный банка Насер, который начал свою деятельность в 1972 году. Банк являлся публичным с автономным статусом. Цели его заключались в основном в предоставлении беспроцентных займов для небольших проектов с участием в прибылях, помощь бедным и нуждающимся, в выдаче займов для студентов университетов и других высших учебных заведений. Из-за осуществления такого рода социальных функций, Социальный Банк Насер на начальных этапах работы был освобожден от соблюдения основ банковского и кредитного права 1957 года. Банк изначально функционировал при Министерстве финансов, но в настоящее время при Министерстве социальных дел и страхования. Капитал банка был представлен за счет средств, выделенных Президентом из внебюджетных фондов, ассигнований из государственного бюджета и взносов от Министерства по делам вакфов.

Следующим за Социальным банком Насер был создан Dubai Islamic Bank в 1975 году. Dubai Islamic Bank является акционерным обществом, имеющим головной офис в Дубае, с капиталом в 50 миллионов дирхам. Правительства Дубая и Кувейта, соответственно, участвовали в размере 20 процентов и 10 процентов в капитале банка. С 1975 года, ряд других исламских банков были созданы в мусульманских странах и в других частях мира и успешно функционируют по настоящее время.

Две крупные международные исламские холдинговые компании, а именно, АИ-Mal аль-Ислами "(DMI) Доверие и контроль" и группа Аль-Барака контролировали ряд исламских банков. DMI является холдинговой компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Багамских островов. Она была создана в 1981 году с уставным капиталом в 1 млрд долларов США состоит из 10 млн акций равной ценности. Сегодня OMI работает в ряде исламских стран с международными финансовыми центрами через сеть исламских финансовых институтов, включающие в себя исламские инвестиционные компании, исламские банки и исламские страховые компании.

Группа Аль-Барака была создана в 1982 году и имеет 12 филиалов и финансовые интересы в ряде дочерних учреждений. Есть определенные исламские банки в регионе Персидского залива, такие, как Dubai Islamic Bank, Кувейтский финансовый дом и Исламский банк Катара, не принадлежашие никому из этих холдингов. Есть также исламские банки в некоторых других исламских странах, таких как Малайзия и Бангладеш, которые были созданы при активной поддержке со стороны правительств этих стран. Ряд исламских банков функционируют также в немусульманских странах, таких, как Филиппинский Аманах банк, Исламский банк Интернационала в Дании и Дом исламских финансов Всеобщей Холдинг в Люксембурге.

Кроме того, в нескольких обычных учреждениях действуют так называемые "исламские окна", через которые они могут предложить своим клиентам определенные услуги с использованием различных исламских методов финансирования. Среди них, Национальный коммерческий банк Саудовской Аравии, и Банк Миср Египта заслуживают особого упоминания.

Ключевые правила

Правила, по которым функционирует исламский банкинг:

  • общий запрет на ссудные проценты;
  • запрет на спекуляцию — использование каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений в своих интересах, своих планах (например, спекуляция на политических затруднениях). Однако «западные» финансовые инструменты в изменённой форме (в соответствии с законами шариата) используются двумя биржами: NASDAQ Dubai и «Дубайским финансовым рынком» (владелец арабская холдинговая компания Borse Dubai).
  • запрет на азартные игры (лотерея и т. п.).

Также можно отметить социальные и этические условия отбора экономических действий. Особенно к этому относится запрет на инвестиции в:

  • производство и потребление алкоголя и табака
  • проституция
  • порнография
  • колдовство
  • переработка мяса животных, которые умерли своей смертью, крови, свинины, мяса животных которые были забиты нес именем Аллаха[3]

Важнейшие понятия

  • Фикх: исламское юридическое право; человеческое понимание божественного права (Шариат)
  • gharar: «опасность», неопределенность, нечеткое раскрытие информации в договоре и риск, возникающий вследствие этого; запрещено
  • maisir: «спекуляция», азарт; также запрещено, как и ростовщичество
  • idschara: дословно «Средства», используется при лизинге
  • Мудараба: долевое финансирование, похожее на коммандитное товарищество («Mezzanine»)
  • Мурабаха: финансирование торговых операций («mark-up sale»)
  • Мушарака: долевое финансирование через участие на время («Venture Capital»)
  • Риба: «ростовщичество» или «проценты», в зависимости от контекста, главный запрет в исламском банковском деле
  • Шариат (Scharia)
  • Scharia Board: религиозная комиссия (консультативный орган), который следит за соблюдением предписаний ислама и сертифицирует продукты
  • Такафул: исламское (кооперативное) страхование
  • Сукук: исламская облигация
  • Вакал - депозит

Деловая практика исламских банков

Исламские банки, как и другие банки, привлекают финансовые ресурсы от частных лиц и учреждений и направляют их коммерческим фирмам, которым необходимо внешнее финансирование для поддержки их производственной деятельности. Таким образом, исламские банки выполняют те же функции финансового посредничества что и традиционные банки. Основное различие между исламскими банками и основными банками в том, как эти функции выполняются, т. е. как они увеличивают финансовые средства и как они их используют. Ради удобства проведения аналитики, необходимо различать источники и направления использования средств.

Источники финансирования исламских банков

Хорошо известно, что банки принимают депозиты с различными сроками погашения, с различными процентными ставками по каждому виду. Исламские банки не платят проценты по вкладам. Как исламские банки работают с различными видами депозитов описана ниже

(А) Текущие счета

Все исламские банки работают с текущими счетами клиентов, как и традиционные банки. Эти счета определяются как счета «до востребования», «вклады на предъявителя», «без уведомления банка». Банк гарантирует полный возврат денежных средств по первому требованию клиента. Банк может использовать эти средства в своей коммерческой деятельности на свой страх и риск. Так как все риски несет банк, вкладчики не имеют права на какую-либо долю в прибыли, полученной банком.

(Б) Сберегательные счета

Исламские банки также принимают сберегательные вклады от физических лиц. В Исламских банках появились четыре различных метода операционных сберегательные счетов: (I) сберегательные вклады, которые принимаются на принципе аль-wadi'a (целевые), с просьбой дать вкладчиком банка разрешения на использование средств на свой страх и риск, при этом банки гарантируют полный возврат вкладов и прибыли после совместного использования средств. (II) сберегательные вклады, которые принимаются с разрешением вложения их и разделением прибыли в согласованном порядке за период, в котором сохраняется минимальный остаток. (III) сберегательные вклады Кард хасан (благотворительный кредит) от вкладчиков банку и предоставление им материальной или нематериальной выгоды. (IV) сберегательные вклады, принимаемые в инвестиционный фонд и рассматриваемые в качестве инвестиционных вкладов, как описано ниже. В основном, вкладчики получают право на отзыв вклада без предварительного уведомления банка, при этом клиенты не имеют права на долю в прибыли за отчетный период, в котором сделан отзыв.

(В) Инвестиционные счета

Инвестиционные счета исламских банков аналог термина «депозиты» в обычной системе. Эти счета могут быть открыты как частными лицами, так и компаниями на любой указанный период, например, на 6 месяцев, на 1 год или более. Вкладчики не получали какого-либо процента. Вместо этого, они имели право на долю в фактической прибыли, получаемой от инвестиционной деятельности банка. Прибыли являются общими для вкладчиков в согласованной доле в зависимости от суммы своих вкладов.

(Г) Совместные / Общие инвестиционные счета

Некоторые исламские банки использовали общие инвестиционные счета. Инвестиционный фонд принимает форму общего счета инвестиций, в которых инвестиционные вклады имеют различные сроки погашения. Они не привязаны к какому-либо конкретному инвестиционному проекту, но используются в различных финансовых операциях банка. Прибыль распространялась в конце периода на пропорциональной основе.

(Д) Лимитированный период Инвестиционных депозитов

Некоторые исламские банки также принимают инвестиционные вклады в течение указанного периода, который определяется по взаимному согласию между вкладчиком и банком. Вклад прекращает свое существование в конце периода, но доходы распределяются и учитываются в конце финансового года.

(Е) Неограниченный период Инвестиционных депозитов

Эти инвестиционные депозиты автоматически возобнавляются без указания срока. Они могут быть прекращены путем определения указанного срока с уведомлением банка, как правило, 3 месяца. Невзимание или увеличение суммы вклада допускается в течение этого периода. Прибыль рассчитывается и распространяется в конце финансового года.

(Ж) Специализированные инвестиционные вклады

Некоторые исламские банки развивают схемы инвестиционных вкладов с особого разрешения инвестировать в конкретные схемы или конкретные продукты. Прибыль активности распределяется между вкладчиком и банком. В таком случае, банк работает в качестве агента инвестора. Он может согласиться выполнить эту функцию за согласованную плату или может отказаться иметь долю в прибыли.

Ислам кредиту не помеха, опыт центрального банка Ирана

Центральный банк Ирана представил в сентябре 2016 года первые в истории страны кредитные карты. На отладку системы потребуется некоторое время. В первый же день населению выдано 12000 кредитных карт.

На первом этапе, сообщает «Иран Сегодня»[4], новые кредитные карты будут трех номиналов: 3000, 10000 и 15000 долларов. Картами можно будет оплачивать покупки в магазине или в интернете. Предполагается, что эта мера поможет стимулировать потребительский спрос в иранской экономике, сообщает Иран сегодня. Карты будут выдаваться по количеству полученных банками заявок. «Было бы неправильно думать, что эти карты будут быстро использованы в банковской сети», - предупредил глава центрального банка Ирана Валиулла Сейф.

Стоит учитывать, что ислам запрещает ростовщичество в той форме, в которой оно существует в большинстве стран мира. Поэтому для операции с кредитами во многих мусульманских странах мира используется специальное торговое соглашение — «мурабаха». Кредитные операции формально производятся как услуга купли-продажи, при которой покупатель приобретает товар дороже (с наценкой) и в рассрочку. По этой же схеме будут проводиться операции с иранскими кредитными картами. В настоящее время кредитные карты выдаются только двумя иранскими банками: Bank Melli Iran и Ayandeh Bank, с процентной ставкой 18%. Для выплаты кредита предусмотрено до 36 платежей.

Исламские финансы в евразийском регионе

Страны Центральной Азии также активно тестируют эту модель. Пионером тут выступает Казахстан (обогнавший многие страны бывшего СССР в сфере финансовых инноваций). Ещё в 2009 году в казахстанский закон «О банках и банковской деятельности» была включена глава об исламских банках, и тогда же в стране появилась дочерняя компания Исламского банка Al-Hilal. Позже к нему присоединился исламский банк «Заман-банк», уже с местными корнями. В 2011 году в законодательстве Казахстана было зафиксировано понятие исламских ценных бумаг (сукук). В прошлом году в Казахстане был разработан Мастер-план по развитию исламского финансирования до 2025 года. Недавно стало известно, что на казахстанский рынок вышел первый в мире цифровой финансовый сервис Tayyab, работа которого полностью соответствует нормам шариата[5].

Вслед за Казахстаном по этому же пути двинулись и другие страны. В мае 2014 года в Таджикистане был принят закон «Об исламской банковской деятельности», а ровно через год было объявлено о запуске первого исламского банка. В 2018 году произошла трансформация банка «Сохибкорбонк» в «Тавхидбанк», который и стал первой исламской финансовой организацией в Таджикистане.

В Узбекистане создана Комиссия по разработке и внедрению принципов исламского банковского дела и финансов. В декабрьском послании президента страны Шавката Мирзиёева содержалось обещание включить понятие об исламских финансах в законодательство.

Место в мировой экономике

2021: В Казахстане за год интерес к исламскому финансированию вырос на 32 процента

В Казахстане за последний год интерес к исламскому финансированию вырос на 32%, сообщила в сентябре 2021 года попечитель Ассоциации профессионалов исламских финансов Куралай Елдесбай.

По ее словам, в основном казахстанцы обращаются в исламские банки за ипотекой.

«
«Перспективу развития исламских банков в Казахстане оцениваю положительно. Этому свидетельствует интерес к продуктам за 2020 год. Официальные ресурсы публикуют, что рост активов исламских банков увеличился на 32%. То есть идет большой спрос. Явно видим, что есть интерес к исламской ипотеке. Обращаются мусульмане в основном за покупкой квартир, согласно шариату», — рассказала Куралай Елдесбай.
»

2020: Банк совершил первую транзакцию на основе блокчейна согласно закону шариата

В середине января 2021 года бангладешский банк City Bank совместно с Международной исламской торгово-финансовой корпорацией (ITFC) провели сделку с аккредитивом на блокчейне Contour. Транзакция осуществлена в соответствии с законами шариата (Исламский банкинг (индустрия долевого финансирования)).

Трансграничная блокчейн-сделка с аккредитивом была проведена при участии подразделения ITFC, которое специализируется на финансировании торговых операций в соответствии с соглашениями мурабаха. Аккредитив был выдан от имени бангладешского производителя одежды Debonair Group торговой компании Apparel Link, зарегистрированной в Гонконге.

2015

По данным на 2015 год доля "Исламских финансов" составляет 2 трлн долл. США, а показываемый уже на протяжении нескольких лет среднегодовой рост беспрецедентен и составляет более 15%.


Исламские банки развиваются быстрее традиционных, мусульмане ежегодно вкладывают 1,8 трлн долларов в исламские банки. Об этом в мае 2016 года сообщил заместитель министра экономики ОАЭ Абдулла аль-Салех на саммите в Казани.

"Исламская экономика развивается стабильно, наши исламские банки развиваются более быстро, чем традиционные банки, это особенно важно в условиях увеличения количества мусульман в мире, - сказал замминистра. - Мусульмане ежегодно вкладывают 1,8 трлн долларов в исламские банки, это свидетельствует о том, что есть высокие перспективы для развития исламского банкинга". По словам Салеха, ОАЭ занимают второе место после Малайзии среди исламских государств, которые осуществляют исламский банкинг, первый исламский банк в мире был открыт в 1975 году в Дубае.

Глава Татарстана Рустам Минниханов отметил, что "сегодня сектор исламского финансирования один из самых быстрорастущих в мире, его ежегодный рост составляет 15-20 процентов".

Первый исламский банк открылся в Германии

Летом 2015 года в Германии открылся первый исламский банк, сообщает Deutsche Welle[6]. Банк под названием KT Bank AG принадлежит кувейтско-турецкому финансовому институту Kuveyt Türk Bank. Банк открыт для оказания финансовых услуг немецким мусульманам.

По оценкам KT Bank AG, исламская аудитория Германии насчитывает 4–5 млн человек. Более того, банк намерен привлекать инвестиции от малого и среднего бизнеса, торговцев недвижимостью, а также инвесторов из Кувейта.

Банк не будет участвовать в финансировании торговли оружием, алкоголем и табаком, а также, согласно постулатам ислама, не может взимать проценты. Таких "этических" финансовых институтов в мире, в том числе арабском, не так уж много. В Турции, например, они составляют от 5 до 7 процентов от общего числа банков[7].

Инвестиции в Россию из стран Организации исламского сотрудничества

Специалисты оценивают, что потенциальные инвестиции в Россию из стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) могут составить 150 млрд долл. Исламские финансы – быстро растущий сектор экономики, открывающий огромные ресурсы (при правильном умении им пользоваться), которые особенно актуальны сейчас, когда доступ к западным финансовым рынкам для российских бизнес-структур крайне осложнен. Помимо этого, значительная часть мусульманского населения СНГ может быть гораздо более активно вовлечена в финансовые потоки, в т. ч. в рамках карточных операций, в случае совместимости последних с ИФ. Примером тому могу служить Татарстан и Казахстан. При этом проблемы лежат, скорее, не в технологической сфере, а в признании существования этого сектора экономики и полного согласования с законами РФ. В глобальном масштабе для того чтобы открыть этот глобальный сектор для России, нужно совсем немного.

В 2014 году в России Национальное рейтинговое агентство запустило оценку соответствия компаний требованиям шариата, присвоив рейтинг 7 компаниям, которым уже можно получать equity-финансирование со стороны исламских финансовых учреждений. По оценкам специалистов, 20-миллионным мусульманским населением России могут быть реально востребованы 10-15 млн карт, выданных на условиях исламского банкинга (что составит не менее 5% от всех банковских карт в стране). На форуме было также отмечено, что при издании шариатских стандартов русский язык стал третьим после арабского и английского (соглашение, достигнутое в 2009 г. – Accounting and Auditing Organization for Islamic Finance Institutions, AAOIFI).

В достаточно большом количестве стран мира, в том числе не отнюдь не шариатских, исламские финансы являются развитым институтом – например, в Великобритании, где на Лондонской бирже инвестирование по ИФ достигло 34 млрд долл. Это лишний раз подтверждает привлекательность ИФ как сектора индустрии.

Пилотный проект в сфере ИФ в нашей стране уже действует в Республике Татарстан. Инфраструктура исламских финансов в Татарстане включает в себя Фонд развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), Татарстанскую международную инвестиционную компанию (ТМИК), Евразийскую лизинговую компанию (ЕАЛК), «АК БАРС» Банк, финансовый дом «Амаль», страховую компанию «Альянс Жизнь» и несколько других организаций. Образовательную функцию здесь взял на себя Российский центр исламской экономики и финансов (РЦИЭФ). Таким образом, в Татарстане уже сегодня закладывается основа исламской финансовой индустрии страны.

В России

2023

В четырех регионах России экспериментально ввели исламский банкинг

Президент России Владимир Путин подписал закон об эксперименте по внедрению исламского банкинга. Соответствующий документ был опубликован в начале августа 2023 года на официальном портале правовой информации.

Закон устанавливает правовые основы для проведения с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025-го эксперимента по партнерскому финансированию в этих четырех регионах. Банк России будет устанавливать порядок информирования клиентов участника эксперимента о его деятельности. Также ЦБ будет вправе определить перечень информации, подлежащей раскрытию в местах обслуживания клиентов, порядок и сроки ее раскрытия.

Владимир Путин подписал закон об эксперименте по внедрению исламского банкинга

Минимальный размер капитала участника эксперимента, который при этом не является кредитной или некредитной финансовой организацией (для них установлены отдельные лимиты ), с 1 сентября 2023 года составит 10 млн рублей, а с 1 января 2024 года - 15 млн рублей.

Опрошенные «Ведомостям» аналитики отмечают, что исламские финансовые инструменты обладают преимуществом в первую очередь в глазах религиозных мусульман, считающих своей обязанностью воздерживаться от «недозволенных» форм вложения денег. Для них иного варианта, кроме халяльных инструментов, не существует, замечает аналитик ФГ «Финам» Зарина Саидова. По ее словам, если рассматривать такие вложения с позиции инвестора без мусульманской идентичности, то можно отметить, что исламские инструменты, к примеру ETF, чаще всего имеют чуть более низкие риски из-за осмотрительного выбора бумаг управляющими.

Исламские инвестиции имеют преимущества в виде капиталовложений в проверенные компании реального сектора экономики, что снижает риски потерь, говорит доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Мери Валишвили, но такой строгий отбор сокращает выбор финансовых инструментов. По ее словам, инициатива развития исламских инвестиций во многом связана с невозможностью привлечения зарубежного капитала в экономику России. Необходимо найти альтернативные способы насыщения экономики ресурсами и вовлекать внутренних инвесторов в перспективные проекты, резюмировала эксперт.

Федеральный закон О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

В России принят закон об исламском банкинге

19 июля 2023 года Госдума в третьем (окончательном) чтении приняла закон об исламском банкинге. Соответствующий эксперимент пройдет в Башкирии, Татарстане, Чечне и Дагестане с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025-го. Его участниками могут стать юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и включенные в реестр участников эксперимента.

Минимальный размер собственных средств участника эксперимента, не являющегося кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, устанавливается на срок проведения эксперимента в следующем размере: с 1 сентября 2023 года – 10 млн рублей, с 1 января 2024 года – 15 млн рублей.

Госдума в третьем (окончательном) чтении приняла закон об исламском банкинге

Законом также устанавливаются требования к деятельности участника эксперимента. В частности, при осуществлении деятельности по партнерскому финансированию участники эксперимента не вправе финансировать деятельность, связанную с производством табачной и алкогольной продукции, оружия, боеприпасов, торговлей такими товарами, а также с игорным бизнесом.

Кроме того, участник эксперимента не вправе отказывать физическим или юридическим лицам в оказании финансовых услуг по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Также законом устанавливается, что участники эксперимента будут обязаны предоставлять уполномоченному органу по запросу информацию о сделках, об их характере и целях.

Согласно законопроекту, участники эксперимента при совершении сделок не вправе устанавливать вознаграждение, выраженное в виде процентной ставки.

«
При этом допускается установление вознаграждения в виде переменной величины, значение которой изменяется в зависимости от результатов совершения указанных сделок, - говорится в уточненном тексте документа, выдержки из которого приводит «Интерфакс».
»

Ранее глава Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков уточнил, что суть документа в том, чтобы привлекать средства, например, граждан без процента по аналогии с фондовым рынком, но деньги будут вкладываться не в ценные бумаги, а в разные проекты, производственные предприятия.[8]

2019

«Ак Барс» предлагает жилищное финансирование по нормам шариата

С 2019 года крупнейший коммерческий банк Татарстана «Ак Барс» предлагает жилищное финансирование по нормам шариата. При комитете Госдумы России по финансовому рынку уже создана рабочая группа по изменению законодательства для привлечения финансирования из исламских стран.

Сбербанк приобрел 25% компании «ПэйЗакят»

11 июня 2019 года Сбербанк сообщил о подписании соглашения с ООО «ПэйЗакят», согласно которому банк приобретает 25% компании. PayZakat — это платформа для сбора и распределения обязательных и добровольных платежей, собираемых мусульманским сообществом в пользу неимущих и нуждающихся. Подробнее здесь.

2017

В Казани создадут автономную структуру для исламского банкинга

В создании проекта заинтересованы крупные федеральные банки, среди которых Сбербанк, Внешэкономбанк и Газпромбанк.

В Казане создается автономная структура для партнерского банкинга, основанного на канонах шариата. Об этом сообщила в апреле 2017 года руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина.

Партнерами новой структуры станут федеральные банки, но пока не уточняется, о ком идет речь.

В марте 2016 г. на базе местного Татагропромбанка был создан пилотный проект в рамках дорожной карты Банка России по развитию в стране исламских финансов — Центр партнерского банкинга. Однако у финансовой организации в апреле 2017 г. отозвали лицензию.

Также Минуллина рассказала о концепции нового центра: «Есть идея, есть даже команда, которая подбирается, можно сказать, по крупицам — это наши друзья из Азербайджана, которые успешно развивают партнерский банкинг, из Казахстана, федеральные наши коллеги. Всех вместе собираем здесь, и думаем, что этот сложный и амбициозный проект у нас получится. В этом году планируем активизироваться»[9].
Минуллина уточнила, что на опыте работы прошлого Центра партнерского банкинга в Казани стало понятно, что это направление имеет большие перспективы. У центра появилось около 500 клиентов с момента открытия (то есть, с марта прошлого года), в основном — верующие мусульмане.

Госдума не одобрила закон об исламском банкинге

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента отклонить в первом чтении законопроект, направленный на возможность кредитным организациям заниматься торговой деятельностью для внедрения принципов исламского банкинга[10].

Документ был внесен депутатом Дмитрием Савельевым из ЛДПР. Он предлагал дать банкам возможность напрямую продавать клиенту необходимый товар, без предоставления займов.

По мнению парламентария, исламский банкинг будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций и формированию новой экономики, основанной уже «не на сырьевых деньгах». Также формирование данной системы привлечет в финансовую систему страны деньги мусульман, которых в России насчитывается более 15 млн человек.

2016

Сбербанк может открыть окна исламского банкинга в своих отделениях

Сбербанк может начать предоставление услуг исламского банкинга в своих отделениях. Об этом сообщил в июле 2016 года старший вице-президент, исполняющий обязанности руководителя SberCIB Игорь Буланцев.

По его словам, в кредитной организации изучают возможность создания совместного предприятия с Татарстаном или специального окна услуг в московских отделениях и в регионах России с мусульманским населением.

Планируется, что первая тестовая сделка по правилам исламского банкинга может пройти в сентябре-октябре нынешнего года. «Сроки ее исполнения будут зависеть от того, как будет продвигаться работа с партнерами, от нашей совместной работы с регулятором и других факторов», — уточнил Буланцев. Услугами исламского банкинга в первую очередь интересуются компании из Татарстана, отметил он.

Духовное управление мусульман РТ принимает участие в создании Центра партнерского банкинга

Республика Татарстан выбрана в качестве пилотного региона по внедрению в России партнерского банкинга. Рабочую группу по партнерскому банкингу возглавляет Первый заместитель Председателя Банка России Алексей Симановский. В состав рабочей группы включены Председатель Правления ПАО «Татфондбанк» Марат Загидуллин и Первый заместитель Председателя Правления ПАО «Татфондбанк» Рамиль Насыров. «Татфондбанк» и «Татагропромбанк» являются кредитными организациями, совместно реализующими проект в Российской Федерации.

В рамках работы по развитию партнерского банкинга в марте 2016 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Духовным управлением мусульман Республики Татарстан и ООО «Татагропромбанк».

Первый в стране Центр партнерского банкинга начнет работу в третьей декаде марта 2016 года в Казани. Его деятельность будет построена в полном соответствии с принципами партнерского финансирования, широко применяемыми во многих странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока – Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах и других.

Подписи под соглашением поставили Председатель ЦРО-ДУМ РТ, муфтий Камиль хазрат Самигуллин и Председатель Правления ООО «Татагропромбанк» Айрат Хайдаров.

Документ подписан с целью взаимодействия сторон в банковских и финансовых видах деятельности, включая проведение исследований, разработку и анализ финансовых продуктов и услуг. Основные направления взаимодействия ДУМ РТ и «Татагропромбанка» включают также проведение экспертизы на предмет соответствия нормам исламского права, подготовку рекомендаций и предложений по организации работы Центра партнерского банкинга, проведение образовательных и иных мероприятий. По мнению сторон, это будет способствовать продвижению партнерского банкинга в Республике Татарстан и за ее пределами.

Дорожная карта по внедрению исламского банкинга в РФ будет выполнена досрочно

"Документ рассчитан на 2 года и может уточняться по ходу реализации по всем параметрам. Но у меня такое впечатление, что мы досрочно выполним намеченные планы, к этому есть все предпосылки", - сказал Торшин. - "Дорожная карта" охватывает ключевые аспекты партнерского банкинга: правовые, регуляторные, образовательные и другие, предусматривает комплекс мероприятий, направленных на изучение возможности внедрения услуг партнерского банкинга", - сообщил в мае 2016 года заместитель председателя Центрального банка РФ Александр Торшин.

Торшин напомнил, что в 2015 году в России была создана рабочая группа по партнерскому банкингу, которую возглавляет первый заместитель председателя Центрального банка РФ Алексей Симановский, при рабочей группе сформировано две подгруппы, одна из которых занимается развитием партнерского банкинга, вторая занимается изучением правовых аспектов[11].

В своем выступлении президент Группы Исламского банка развития (ИБР) Ахмед Мухаммед Али аль-Мадани сообщил, что Исламский банк развития готов предоставить помощь для внесения изменений в российское законодательство, чтобы в стране можно было использовать принципы исламского банкинга. Он отметил, что институты исламского банкинга подтвердили свою дееспособность и жизненность в период всемирного кризиса и смогут сыграть огромную роль в укреплении финансовой системы РФ.

Индустрия исламских финансов в России представлена 7 компаниями: «Ляриба-Финанс», Центр исламского инвестирования «Мудариб», Финансовые дома «Амаль», «Масраф», «Саада», Татарстанская международная инвестиционная компания и микрокредитная компания «Амана».

2015

Исламские банки заявили о планах выхода на российский рынок

Не менее двух исламских банков, в том числе Al Baraka и Al Shamal Islamic, ведут переговоры о вхождении в капитал российских банков с целью выхода на рынок России, сообщила в начале 2015 года газета «КоммерсантЪ» со ссылкой на исполнительного директора по надзору за финансовыми институтами ЦБ Бахрейна Абдул-Рахмана аль-Бакера.

Он сообщил изданию, что эти два банка давно интересуются российским рынком, но не могут выйти на него из-за отсутствия в России правил, позволяющих работать исламским банкам с соблюдением основных норм шариата. В таких условиях сейчас эти банки ведут переговоры с российскими кредитными организациями для вхождения в их капитал и выхода на российский рынок.

Сферой интересов банков Al Baraka и Al Shamal является корпоративное финансирование в определенных сферах бизнеса, за исключением игорного и алкогольного бизнеса, производства свинины и так далее.

Ассоциация российских банков (АРБ) уже отмечала рост спроса на исламские финансовые инструменты. И предлагала лицензировать кредитные организации, занимающиеся исламским банкингом, отдельно. Это обосновывалось тем, что исламский банкинг является альтернативой традиционному банковскому делу и функционирует с соблюдением исламских экономических принципов. В банковских продуктах, разработанных с учетом мусульманских требований, не допускается использование элементов, запрещенных исламом и шариатом (свод правил жизни мусульманина). В частности, запрещены ссудный процент и ростовщичество. Также не разрешается вкладывать средства и получать доход от запретных видов деятельности, в том числе производства и продажи свинины, алкоголя и оружия, а также проституции, порнографии и азартных игр.

Представлена финальная версия ТЭО по исламскому банкингу в России

Церемония передачи итоговой версии технико-экономического обоснования по созданию исламского банка или исламского банковского окна на территории региона прошла в декабре 2015 года в Доме Правительства Республики Татарстан.

Документ, который рассматривается как основа для старта пилотного проекта по исламскому банкингу в Российской Федерации, передан Премьер-министру Республики Татарстан Ильдару Халикову.

Во встрече приняли участие Президент университета Unirazak (Малайзия), профессор Датук Сери Доктора Мохаммед Забид Хаджи Абдул Рашид, Президент Фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund) Линар Якупов, помощник Президента Республики Татарстан Альберт Нафигин, начальник Управления экономики, финансов и распоряжения государственным имуществом Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Ренат Гайнутдинов, Министр экономики Артём Здунов, Министр юстиции Лариса Глухова, Первый заместитель министра финансов Марат Файзрахманов. Банковское сообщество Республики Татарстан представляли заместитель управляющего Национального банка Республики Татарстан Сария Сиразиева, Председатель Правления «Спурт Банк» Евгения Даутова, заместитель управляющего отделением «Банк Татарстан» Дмитрий Волостнов, Первый заместитель Председателя Правления банка «Ак Барс» Радик Саляхутдинов.

ТЭО, переданное Правительству Республики Татарстан, включает основные принципы функционирования исламской экономики, модели реализации исламского банкинга и исламского страхования в различных странах, исследование заинтересованности населения региона в исламских банковских продуктах, а также применение механизмов исламской финансовой индустрии в рамках действующего законодательства. Работа над технико-экономическим обоснованием шла в течение 9 месяцев. Финансирование разработки ТЭО проходило при поддержке Правительства Малайзии.

Смотрите также

Примечания