Проект

Альфа-банк Россия (Marketing Logic Geonet)

Заказчики: Альфа-банк Россия

Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит

Продукт: Marketing Logic Geonet
Второй продукт: Marketing Logic Атлас ГИС

Дата проекта: 2019/01 — 2020/12
Технология: ГИС - Геоинформационные системы
подрядчики - 120
проекты - 436
системы - 257
вендоры - 169

2020: Трансформация сети

В начале 2019 года Альфа-Банк приступил к масштабному проекту по трансформации своей сети отделений в России. Обновленная сеть должна учесть изменившиеся потребности клиентов, иные форматы банковских продуктов и услуг и, конечно, быть удобной и комфортной для каждого.

Для проекта было предложено решение в области геомаркетинга и анализа больших данных. Используя Geonet и ГИС Атлас, банк получил возможность формировать сценарии трансформации текущей сети в оптимальную, варьируя круг переменных от метрик нагрузки на отделения до баланса между инвестициями в отделения и экономической отдачей от них. Одним из важнейших факторов в такой системе становится учёт геопараметров сети: в каком городе, районе, с каким числом населения, трафиком, транспортом, окружением плюс ещё не один десяток переменных, в том числе внутренних банковских.

Понадобились геоданные с 2015 года. Чтобы минимизировать риски, в систему заложили прогноз привлекательности локаций на ближайшие 5 лет, выделив наиболее устойчивые по качеству зоны. Также добавили возможность динамического изменения адресной программы развития на основе поступающих внеплановых факторов. Такой подход поднял общую стабильности программы развития и приоритизировал внимание на зонах с повышенным потенциалом развития на всем сроке трансформационного плана. Итого, формирование оптимального сценария «перестройки сети» потребовало анализа десятилетнего отрезка: и перспективных, и ретроспективных данных.

«Цифровой двойник» — тренд работы с данными — это комбинация множества факторов: характеристики офиса, сотрудники, бизнес-процессы, продукты, локации - и трансформация должна учесть их все. Он формирует виртуальную среду, в которой моделируемые объекты представлены с максимальной достоверностью. Такая реализация позволяет проводить неограниченный объём сценарных вычислений, сравнивая их между собой и отрабатывая любые гипотезы экспертов. Единым знаменателем в этих расчётах становится одинаковый для всех отделений цифровой формат данных и цифровая модель сети со всеми её характеристиками, параметрами и финансовыми показателями. В качестве технологической платформы для создания такого двойника использовали коробочное решение - сервис Geonet на основе геоинформационной системы Atlas собственной разработки. Этот сервис позволил быстро агрегировать все данные, которые совместная команда банка и Marketing Logic хотели объединить. Вместе они построили «виртуальную» сеть Альфа-Банка и посмотрели, как каждое изменение отразится на бизнесе, его перспективах и финансовых прогнозах. Иными словами, система позволяет создавать несколько вариантов развития (можно сказать, разных сценариев будущего) и выбирать лучший на основе детального сравнения ключевых показателей эффективности. Сценарии развития система создавала в автоматическом режиме, маркируя самые лучшие и передавая их в работу экспертам.

«
Прогноз строится снизу вверх, от самых мелких составляющих к общей экономике сети и доходности банка. Сначала проводятся все расчёты, потом они переводятся в деньги, что даёт возможность оценить каждый компонент и этап с финансовой точки зрения: и вложений, и отдачи. Сразу заводя в систему требования и чек-листы к помещениям, мы получаем реалистичный адресный план развития сети. Все обоснования каждого действия есть изначально, и система даёт реалистичные предложения. Учитывая масштабы финансовой организации, это позволяет экономить несколько месяцев рабочего времени специалистов банка, - сказал Дмитрий Галкин, Управляющий партнёр Marketing Logic.
»

С помощью геосервисов и анализа данных выявляли объёмные и количественные потребности каждой потенциальной локации для офиса и отталкивались от них. В такой системе должны быть заложены не только варианты «открыть офис/закрыть офис», но и многие другие: переформатировать, добавить функций или убрать часть из них, увеличить штат, сократить его или изменить его профиль или мотивацию. Отдельный и важный пункт – это долгосрочное планирование сети с учётом цифровых каналов взаимодействия с клиентами. Такие каналы меняют бизнес-процессы и требования к ёмкости и формату сети. Система Geonet воспринимает офис как совокупность модулей, объединённых в единую финансовую модель. Отсюда рекомендации не просто по отделениям, а по отдельным модулям, сотрудникам, площадям и другим параметрам, с детализацией, которую хочет видеть банк.

«
Marketing Logic в течение 5 лет развивает геосервисы и аналитику больших данных, но даже с учётом нашего опыта и сложных кейсов в портфолио задачи, поставленные Альфа-Банком, – это, прямо скажем, нетривиальный опыт. Концепция phygital, обширная сеть офисов и желание банка опередить рынок – это определённый вызов для любой команды. Такая стратегия определяет масштаб и сложность задач, стоящих перед нами, проектом и сотрудничеством. Учитывая технологические тренды, развитие гео- и AI-решений, можно уверенно говорить о том, что за этим подходом будущее, причём не только в финансовой сфере, и нам приятно быть у его истоков в России, - добавил Дмитрий Галкин, Управляющий партнёр Marketing Logic.
»

В системе, разработанной для банка, работает 18 прогнозных моделей, каждая в своей зоне ответственности. При формировании оптимального футпринта развития, банку помогли рассчитать более 21 миллиона альтернативных сценариев трансформации.