2024/12/11 21:53:56

Дели

Дели - столица Индии.

Содержание

Основная статья: Индия

История

Основная статья: История Индии

Дели не всегда был столицей Индии, но он играл важнейшую роль в истории страны.

1977: Возобновление массового сбора мусульман в крепости Фероз Шах Котла для просьб к джиннам об исполнении желаний

Большинство тех, кто приезжает в Фероз Шах Котла, не считают это место крепостью или историческим памятником. Несмотря на информационные щиты у его ворот, несмотря на то, что он находится под юрисдикцией и контролем Археологической службы Индии (ASI), они считают это место даргой, или святыней мусульман.

Фироз Шах Котла - очень необычная дарга в пейзаже Дели. Большинство даргахов построены вокруг священной могилы мусульманского святого. Большинство даргахов в Дели и других местах представляют собой светлые помещения из мрамора и известняка, воплощающие свет святых, похороненных в них. Но Фироз-Шах-Котла — это руины, потемневшие от времени остатки средневекового дворца султана. Здесь, в этих обширных руинах, нет почитаемых могил или мавзолеев, по крайней мере, тех, которые можно увидеть. Среди прихожан этой дарги, многие из которых приходили сюда более двух десятилетий, часто звучали яростные заявления о том, что здесь важны не могилы, а джиннатке асарат, действие джиннов.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.5 т

В 2014 г Hindustan Times сообщала[1], что каждый четверг в крепости Фероз Шах Котла собирается огромная толпа. В народе считается, что джинны спускаются в форт с небес и принимают просьбы от людей. На стенах в помещении можно увидеть множество пожеланий, записанных на бумаге.

Фото 2023 г

Джинны - невидимые существа в ранней доисламской Аравии и позже в исламской культуре и верованиях.

Согласно традиционным богословским представлениям, святые-люди были привязаны к своим могилам (Балджон 1989: 191), вплетены в ландшафт, который их присутствие делало священным. В историях о святых-джиннах в Фироз-Шах-Котле акцент делается на мобильности, а не на укоренённости. Джинны-святые собираются здесь по четвергам вечером, чтобы читать прошения, они уходят, когда в руинах становится слишком многолюдно, некоторые из них могут перемещаться между Индией и Пакистаном каждые десять минут.

Когда руины средневекового дворца снова пустеют, джинны возвращаются, чтобы прочитать оставленные людьми прошения.

«Только в 1977 году, через несколько месяцев после окончания чрезвычайного положения (объявленного Индирой Ганди), у нас появились первые записи о том, что люди начали массово приезжать в Фироз-Шах-Котла. Это кажется важным, учитывая, насколько разрушительным было чрезвычайное положение для Старого города Дели и сколько бедных и рабочих людей были переселены из Старого города в переселенческие колонии на другом берегу реки», — писал в своей статье Ананд Вивек Танеджа, доцент кафедры религиоведения и антропологии Университета Вандербильта в Нэшвилле, штат Теннесси (США)[2].

Согласно исследованию Танеджи, практика обращения к джиннам в Котле возобновилась с новой силой в конце 1970-х годов, когда в руинах поселился факир по имени Ладду Шах.

В качестве примера такой практики в 2014 г издание приводит Нурджахан, мать пятерых маленьких детей, которая пришла в Котлу с ксерокопиями писем в руках. Она писала джиннам о том, что она и её дети постоянно болеют. Её дом был продан, а дети не учились. Она ходила по Котле, расклеивая фотографии своих детей и ксерокопии в разных местах и молясь джиннам.

Согласно распространённому поверью, Лаат Ваале Баба, повелитель джиннов Котлы, обитает в Минаре-и-Заррин. Письма, адресованные ему, привязывают к ограждению, защищающему столб Ашоки, перенесенный в крепость в 1356 г. Люди просовываются за ограждение, чтобы прикоснуться к столбу, потому что верят, что желание, загаданное при прикосновении к столбу, исполнится.

В исламской космологии джинны — это отдельный вид существ, отличающийся от людей и более древний, чем они. «Он [Аллах] сотворил человека из сухой глины, а джиннов — из огня, не дающего дыма, и сделал их невидимыми для глаз людей» (Ашур 1986: 1).

Считается, что они состоят из совершенно другого вещества, чем люди, и физически сильнее их, а также обладают способностью менять облик и очень быстро преодолевать огромные расстояния. Как и люди, в отличие от ангелов, джинны обладают свободой воли и могут выбирать между добром и злом. Джинны смертны, как и люди, но живут гораздо дольше; некоторые из ныне живущих джиннов считаются сахабами, сподвижниками пророка Мухаммеда, которые видели его лично и слышали, как он читал Коран.

Отношения людей с джиннами, основанные на страхе или близости (а часто и на том, и на другом), широко распространены в исламском мире, но даже в случае с джиннами с именами, такими как Аиша Кандиша из Марокко (см. Крапанцано 1981), они обычно рассматриваются как нечто отличное от святилищ и почитания святых людей, хотя и связанное с ними. Но в Фироз-Шах-Котле джинны считаются святыми; о них говорят и с ними разговаривают, их почитают.

Как понять популярность джиннов-святых в городе, полном человеческих святых, возможно, самом священном городе индийского ислама, известном как «баис кхвая ки чаухат» — порог двадцати двух святых? Несмотря на то, что даргаджинов-святых и традиции их почитания связывают с доколониальными традициями общения с джиннами и духами, они, тем не менее, представляют собой новшество в теологическом ландшафте Дели. Эта трансформация теологического ландшафта тесно связана с преобразованиями духовного и физического ландшафта города — масштабными перемещениями, которые формируют повседневную жизнь в постколониальном городе.

Фироз-Шах-Котла очень давно ассоциируется с джиннами, и есть свидетельства того, что это место почиталось почти столетие назад, хотя для большинства людей, в том числе для тех, кто регулярно ходит туда сейчас, это было место страха и колдовства, к которому нужно было подходить с осторожностью.

В архивах канцелярии колониального правительства, есть копии подробных отчётов о переписке с колониальным Управлением по делам Индии, касающихся Фироз-Шах-Котлы, когда в 1914 году там начались ремонтные работы и раскопки. Из них следует, что в Фироз-Шах-Котлу постоянно проходили люди, а также что тогда уже были распространены практики почитания (например, прикрепление монет к стене).

Фироз-Шах-Котла стал популярным (а не маргинальным) местом паломничества в 1977 году, через несколько месяцев после окончания чрезвычайного положения 1975–1977 годов, введённого Индирой Ганди.

В 2010-х в Фироз-Шах-Котле имам мечети настаивал на том, что джинны не имеют отношения к святости этого места. Настойчивые утверждения о присутствии, святости и могуществе джиннов, свидетелем которых я стал, обычно высказывались в противовес имаму.

Большинство мест поклонения, разбросанных по всему Фироз-Шах-Котле, не регулируются и не имеют официально назначенного руководителя ритуальных мероприятий. Однако в мечети есть имам, или руководитель молитв, назначенный Делийским советом по вакфам. Имам обучался в медресе Деобанди и активно осуждал и высмеивал практику поклонения джиннам в Фироз-Шах-Котле, считая её суеверием. Конфликт с теми, кто настаивает на существовании и святости джиннов, кажется классическим конфликтом между теми, кто принадлежит к деобанди и барелви мазхабам суннитского ислама. Однако те, кто настаивает на существовании джиннов, видят разницу между местными жителями Дели и приезжими (имам родом из Бихара).

Люди, которые приходят в Фироз-Шах-Котла, в основном принадлежат к рабочему классу и приезжают из очень специфических географических районов: Старого Дели / Шахджаханабада и его старых пригородов, таких как Пахаргандж, а также из Джамна-Пар (на другом берегу реки) в Восточном Дели. Те, кто приезжает из Восточного Дели, часто имеют семейные связи со Старым городом. В 1960-х или 1970-х годах их либо насильно переселили в трущобы на другом берегу реки, либо они переехали из Старого города, где становилось всё теснее, в более близкие районы Восточного Дели.

Страх и преодоление страха — неотъемлемая часть впечатлений от Фироз-Шах-Котлы, особенно в тёмных подземных помещениях под мечетью, которые не похожи ни на одно другое известное место поклонения. В отличие от других дарга, пространств, наполненных светом, пространства Фироз-Шах-Котлы часто бывают закопчёнными, тёмными и подземными. В четверг днём эти подземные помещения, освещённые лишь пламенем маленьких свечей, едва различимых сквозь густой дым благовоний, кажутся потусторонними пространствами, где теряешь ориентацию в пространстве и даже испытываешь ужас.

Люди, проходящие сквозь эту дымку, сами становятся призраками, их голоса странно эхом разносятся во мраке, а над головой жужжат крылья летучих мышей.

1947: Резкое сокращение мусульманского населения после обретения Индией независимости и разделения страны. Часть убиты, часть уехали

В границах современного Дели ранее существовало не менее восьми городов, и старая поговорка о том, что тот, кто создаст новый город в Дели, потеряет его, каждый раз сбывалась — в последний раз это произошло с британцами, которые продержались всего 16 лет.

В 1947 году после обретения Индией независимости от британского ига, страна была разделена на собственно Индию и мусульманский Пакистан. К тому времени, когда непосредственное прекратилось, примерно две трети мусульманского населения Дели либо умерли, либо переехали в лагеря для беженцев, либо уехали в Пакистан и другие страны.

Из города, в котором проживало почти одинаковое количество индуистов и мусульман, Дели превратился в город, в котором мусульмане составляли около 10% населения, поскольку приток беженцев-индуистов и сикхов увеличил население города почти вдвое по сравнению с 1941 годом[3].

Насилие было беспрецедентным, невиданным ранее в Дели. Это не остановилось на убийствах мусульман, грабежах и уничтожении личного имущества мусульман. Мусульманские даргахи и гробницы подверглись жестоким нападениям, в том числе четыре самые древние и почитаемые даргахи Дели —

  • Кадам-Шариф в Пахаргандже,
  • даргаха Кутуб-Сахиба в Мехраули,
  • даргаха Чираг-Дели и
  • даргаха Султана Гари в Малакпур-Кохи,

а также более мелкие даргахи, многие из которых были объектами местного почитания. Почти во всех случаях насилие было направлено против могилы — во многих отчётах о нанесённом ущербе говорится о разрушении надгробия и декоративных джали, окружающих могилу. Некоторые из этих гробниц и дарга также были памятниками, охраняемыми ASI (Археологической службой Индии)[4].

1857: Центр сопротивления во время восстания против британского ига

Во время индийского восстания 1857 года Дели стал центром сопротивления им.

1803: Британцы захватили Дели

Британцы захватили Дели в 1803 году.

1739: Вторжение персидского правителя Надир-шаха

Многие вторгались в Дели на протяжении веков, включая персидского правителя Надир-шаха, который разграбил город в 1739 году и вывез алмаз Кохинур (позже часть драгоценностей британской королевской семьи) и знаменитый Павлиний трон в Иран.

1526: Бабур захватывает Дели и становится первым правителем Великих Моголов

Бабур, потомок Тимура и Чингисхана, был первым императором Великих Моголов. Он захватил Дели в 1526 году, и в Пурана-Кила, где правил его сын Хумаюн, возникла новая столица. Столетие спустя Шах-Джахан взошёл на Павлиний трон в период культурного расцвета империи Великих Моголов.

Делийский султанат

1398: Тамерлан захватывает Дели

Фироз Шах Туглакид построил Фирозабад с центром в Фироз Шах Котле (1354). Тимур (Тамерлан) ворвался в город в 1398 году, открыв дверь династиям Сайидов и Лодхи, последним из делийских султанатов, чьи гробницы разбросаны по всему Лодхи Сад.

1368: Замена двух верхних этажей минарета Кутб после удара молнии

Когда в минарет Кутб в 1368 году ударила молния, обрушив его верхние уровни, он заменил их существующими двумя этажами, облицованными красным песчаником и белым мрамором.

1356: Фероз-шах Туглак перемещает в Фирозабад два столба с эдиктами Ашоки

В Дели есть два столба Ашоки — один в крепости (котла) Фероз шаха, а другой на Делийском хребте, напротив больницы Бара Хинду Рао. Столбы были перенесены со своих первоначальных мест в Мееруте и Амбале во время правления султана Фероз-шаха Туглака в XIV веке н. э.

Столб в руинах крепости (котла) султана также называют Делийской колонной Топра (Delhi-Topra pillar), потому что она была обнаружена в деревне Топра, недалеко от Амбалы (Харьяна) в верховьях реки Ямуна, примерно в 90 километрах от Дели.

Изначально столб был установлен по приказу правителя Маурьев Ашоки в 273–236 годах до н. э. и имеет высоту 13 метров. Колонна Топра была перенесена и установлена султаном в 1356 г недалеко от Пятничной мечети в его новом городе Ферузабад, который позже стал частью современного Дели.

Здание, на верхней террасе которого находится столб, представляет собой пирамидальное трехэтажное сооружение, построенное из бутовой кладки. В нем большое количество небольших комнат с куполообразными потолками на первом и втором этажах, имеющих выходы на крышу. Комнаты на каждом этаже имеют арочные входы.

Предполагается, что первоначально столб имел капитель в виде льва, похожую на эмблему Ашоки, которая в наши дни является национальным гербом Индии. Предполагают, что Фероз Шах украсил верх столба резьбой из черного и белого камня, увенчанной позолоченным медным куполом. Но в настоящее время видна гладкая полированная поверхность столба и резьба в виде слона, добавленная гораздо позже.

Хотя на всех колоннах Ашоки есть набор из шести эдиктов, колонна Топра в Котле — единственная, на которой их семь. Седьмой эдикт — это ретроспективное заявление, в котором Ашока подводит итоги проделанной им работы и налагает моральные ограничения на людей. По этой причине этот столп является единственным в своём роде.

Первоначальная надпись на обелиске выполнена в основном шрифтом брахми на языке пракрит. Позже были добавлены надписи на пали и санскрите. Во время повторной установки обелиска в Дели в 1356 году никто не знал значения надписей, выгравированных на камне. Шрифт брахми был расшифрован только в 1837 г.

Надписи на колонне описывают политику Ашоки, выступающего под именем Деванампии Пиядаси, и повествует народу и будущим поколениям о вопросах дхармы (справедливой, добродетельной жизни) и моральных заповедях. Некоторые выдержки из перевода, выполненного Джеймсом Принсепом, следующие:

  • Вдоль больших дорог я приказал посадить фиговые деревья, чтобы они служили тенью для животных и людей...

  • ... И пусть эти и другие, наиболее искусные в священных служениях, незаметно и уважительно используют свои самые убедительные усилия, воздействуя на сердца и глаза детей, чтобы привить энтузиазм и наставления в дхарме.

  • И какие бы благие поступки ни были совершены мной, то же самое должно быть предписано в качестве обязанностей людям, которые последуют за мной, и таким образом их влияние и рост будут проявляться – в служении отцу и матери, в служении духовным пастырям, в уважительном поведении по отношению к пожилым, в доброте к обучению, к сиротам и обездоленным, слугам и племени менестрелей.

  • И религия растет среди людей за счет двух отдельных процессов – за счет исполнения религиозных обрядов и за счет защиты от преследований. (...) И что религия может быть свободна от преследования людей, что она может возрасти за счет абсолютного запрета предавать смерти (любые) живые существа или приносить в жертву все, что дышит. Для такой цели все это сделано, чтобы это могло продолжаться для моих сыновей и сыновей сыновей – до тех пор, пока будут существовать солнце и Луна.

  • Пусть будут подготовлены каменные столбы и пусть на них будет выгравирован этот эдикт дхармы, чтобы он сохранялся до самых отдаленных веков.

На этом столбе также упоминаются вопросы, связанные с налогообложением.

Помимо указов Ашоки, на колонне есть еще один набор текстов, начертанных на санскрите шрифтом нагари под надписями Ашоки и вокруг них. Три надписи XII века повествуют о завоеваниях Висалы Девы Виграхараджи IV из династии Чаухан, которая все еще правила Дели во времена завоеваний Гуридов в 1190-х годах, и его победах над врагом Млечха (предположительно, Газневидом или Гуридом).

Есть также две надписи XVI века: короткая на санскрите, написанная писателем по имени Ама, и более длинная на смеси санскрита и персидского, в которой упоминается Ибрагим Лодхи, который правил в 1517-1526 годах.

В 2016 г столб Топра демонстрировал явные признаки разрушения. Большая часть надписей отслоилась[5].

Вторая колонна Ашоки, перевезённая султаном в Дели, была разбита на пять частей в результате взрыва. Колонной пренебрегали в течение столетия. После восстания 1857 года Раджа Хинду Рао взял на себя ответственность передать обломки колонны Азиатскому обществу Калькутты. В течение года структура была собрана и установлена.

1354: Султан Фероз-шах Туглак основывает на территории современного Дели новую столицу Фирозабад

В 1354 г султан Фероз Шах Туглак (1351-1388), основал на территории современного Дели новый укрепленный город Фирозабад и сделал его новой столицей Делийского султаната.

Реконструкция крепости (котла) Фероз шаха

1335: Делийский султанат контролирует максимальную территорию

Максимальная территория под контролем Делийского султаната в 1330-1335 гг

Династия Хильджи основала второй Делийский султанат и построила новую столицу вокруг форта Сири (1303) для защиты от монголов, снабжая её водой из Хауз-Хаса.

Ала ад-Дин аль-Хильджи приказал построить Ала Дарвазу, которая была завершена в 1311 году и служит южными воротами, ведущими к мечети Кувват-уль-Ислам. Он также начал строительство Ала Минара, который должен был быть в два раза выше Кутб Минара, но проект был заброшен, вероятно, после смерти султана.

Хильджи потерпели поражение от султанов Туглакидов, которые построили форт Туглакабад (1321), хотя он был заброшен всего шесть лет спустя.

1250: Мамлюкская династия в Дели

Делийский султанат во время правления Мамлюкской династии. Карта на момент около 1250 г

Султан Илтутмыш привозит в Дели железную колонну из своего похода в центральную Индию, достраивает минарет Кутб и строит первый исламский мавзолей в городе для своего сына

Согласно надписи царя Чандры на железной колонне, установленной сегодня в Дели, она была воздвигнута в Вишнупадагири (Вишнупаде).

Основываясь на палеографическом сходстве с датированными надписями из Удаягири, иконографии эпохи Гуптов, анализе металлургии и других свидетельствах, Мира Дасс и Р. Баласубраманиам (2004) предположили, что железный столб изначально был установлен в Удаягири. По их словам, колонна с колесом или диском на вершине первоначально находилась в пещерах Удаягири. Этот вывод был частично основан на том факте, что в надписи упоминается Вишнупада-гири ("холм со следами ног Вишну"). Этот вывод был подтвержден и развит Майклом Д. Уиллисом в его работе "Археология индуистского ритуала", опубликованной в 2009 году.

Ключевым аргументом в пользу того, что железный столб находился в Удаягири, является то, что это место было тесно связано с Чандрагуптой и поклонением Вишну в период Гуптов.

Кроме того, в центральной Индии существовали устоявшиеся традиции добычи и обработки железа, о чём свидетельствуют, в частности, железный столб в Дхаре и местные топонимы, такие как Лохапура и Лоханги-Пир (см. Видиша - город в штате Мадхья-Прадеш).

Известно, что султан Дели Илтутмыш в XIII веке напал на Видишу и разграбил её, что дало ему возможность увезти колонну в Дели в качестве трофея.

Илтутмыш завершил строительство минарета Кутб. Он также ввел в эксплуатацию водохранилище Хауз-и-Шамси к югу от Кутб Минара и медресе рядом с ним.

Он построил несколько суфийских лож и гробниц для суфийских святых. Илтутмыш начал строительство ложи Хамида ад-дина и построил Гандхак ки Баоли, ступенчатый колодец для суфийского святого Кутбуддина Бахтияра Каки, который переехал в Дели во время его правления.

Ступенчатый колодец Gandhak ki Baoli в 2009 г

В 1231 году Илтутмыш построил гробницу (Султан Гари) - своему старшему сыну Насируддину Махмуду, который умер двумя годами ранее.

Sultan Ghari - мавзолей сына султана Илтутмыша

Это был первый исламский мавзолей в Дели, расположенный на укрепленной территории, где также находятся могилы других родственников Илтутмыша.

1193: Кутб-уд-дин Айбак разрушает индийские и джайнские храмы и начинает строить из их камней мечеть Кувват-уль-Ислам с минаретом Кутб

Кутб-уд-дин Айбак, раб Мухаммеда Гури и его наместник в Индии, разрушил индуистский город и использовал его камни для строительства города Мехраули в районе современного Дели.

Мечеть Кувват-уль-Ислам (Мощь Ислама) известная также как мечеть Кутб, или Великая мечеть Дели, была построена Кутб-уд-Дин Айбеком. Её строительство началось в 1193 году. Стройматериалами для мечети послужили двадцать семь разрушенных индуистских и джайнистских храмов. Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания.

В 1193 г Кутб начал и строительство Кутб Минара - крупнейшего в мире кирпичного минарета высотой 72 метра, сохранившегося до сих пор в районе Мехраули. При Кутбе успели завершить только фундамент минарета.

Также в Дели была перестроена крепость Лал Кот.

В 1206 г, после убийства Мухаммеда Гури, Кутб-уд-дин Айбак стал правителем Делийского султаната и основал династию мамлюков (рабов).

1192: Мухаммед Гури побеждает Притхвирадж Чаухана, внука Анангпала II, в битве при Тараине и включает Дели в свои владения

Анангпалу Томару II наследовал его внук Притхвирадж Чаухан, который в 1192 г потерпел поражение от войск Мухаммеда Гури в битве при Тараине (современная Харьяна).

Свою огромную армию в Индии он оставил на попечение способного военачальника, бывшего раба и верного человека Кутб — ад — Дина Айбака. Ему поручалось завоевание оставшихся североиндийских земель и доставка захваченных сокровищ в Газни.

1052: Раджпутский правитель Анангпал II возводит крепость Лал Кот и заселяет заброшенное поселение Дхилликапури

Анангапал II, более известный как Анангапал Томар, принадлежал к династии Томар, которая правила на территории современных Дели и Харьяны с VIII по XII век.

Столица Томаров много раз меняла своё местоположение: сначала она находилась в Анангапуре (недалеко от Фаридабада) во время правления Анангапала I (основавшего династию Томар в VIII веке), а затем в Дхилликапури (Дели) во время правления Анангапала II.

Правление Томаров в этом регионе подтверждается многочисленными надписями и монетами, а их родословную можно проследить до Пандавов (из «Махабхараты»), — говорил Б. Р. Мани, бывший заместитель генерального директора Археологической службы Индии (ASI), который руководил раскопками в Лал-Коте и Ананг-Тале (на юге Дели) в 1992–1995 годах. Археологи определили, что их построил Анангпал II.

Круглые бастионы Кила Рай Питора в 2012 г

Во время своего правления в XI веке Анангпал II основал и заселил Дели. Мани говорит: «Анангпал II сыграл важную роль в заселении Индрапрастхи и дал ей нынешнее название — Дели. Когда он взошёл на престол в XI веке, регион был в руинах, и именно он построил форт Лал Кот и Анангтал Баоли».

Тарун Виджай, председатель NMA, добавляет: «Во время одной из наших экспедиций в 2020 году мы обнаружили, что Анангпал II был основателем Дхилликапури, который впоследствии стал Дели».

Томары и их связь с Дели также упоминаются в книге известного историка Средневековья профессора К. А. Низами «Эхд-э-Вуста ки Дилли» на языке урду, переведённой на английский как «Дели в исторических перспективах», рассказывается о Дели на протяжении шести веков (с 1300 по 1800 год). Описывая предшественников Дели, Низами ссылается на персидские летописи, в которых он упоминается как «Индерпат». И всё же, согласно его книге, Дели официально стал городом только в XI веке, когда раджпуты Томара захватили горный регион Аравалли.

Синтия Тэлбот (2015) отмечает, что термин «Кила Рай Питора» впервые появляется в тексте XVI века «Айн-и-Акбари», а в более ранних текстах для описания этого места используется термин «Дели». Позже основатель династии мамлюков Кутб ад-Дин Айбак и его преемники не расширяли и не меняли структуру форта.

Карта крепости Лал Кот и города Дхилликапури, позже упоминаемого как Кила Рай Питора, 2022 г

Развалины Лал Кота можно увидеть на территории Археологического парка Мехраули (Mehrauli Archaeological Park, метро Qutub Minar).

В 2021 г власти решили провозгласить Анангапала II основателем Дели. Предложения, выдвинутые в ходе обсуждения, включают установку статуи Анангапала II в аэропорту Дели и создание музея, посвящённого его наследию в Дели.

Индрапрастха

I век: Каши и Индрапрастха - крупнейшие города Индии

В Джатаках рассказывается, что Индрапрастха уступал по величине только Каши (древний Варанаси). Во II веке н. э. Птолемей упоминает город Индрабара, который можно отождествить с Индрапрастхой.

В какой-то момент времени Индрапрастха был либо побежден, либо покинут, сведения о нем затерялись в веках.

По мнению ряда индийских ученых, на месте Индрапрастхи мог быть возведён форт Пурана Кила, построенный в 1540-х годах как центр города, созданного императором моголов Хумаюном. В XVI веке форт пережил ряд сражений.

185 г до н.э.: Индрапрастха в империи Маурьев

600 г до н.э.: Индрапрастха продолжает существовать

1200 г до н.э.: Культура раскрашенной серой керамики в Индрапрастхе

При раскопках на месте средневековой крепости Пурана Кила (см. выше) была обнаружена керамика железного века, так называемая серая посуда. Ее наличие доказывает, что место раскопок было заселено более 3000 лет назад, что совпадает с предполагаемым временем существования Индрапрастхи.

1400 г до н.э.: Индрапрастха - столица Пандавов

Индрапрастха названа столицей княжества Пандавов примерно с 1400 г. до н. э. Считается, что этот город стал первым значительным поселением в районе современного города Дели, где с тех пор сменилось множество царств и цивилизаций.

По преданиям, цари из рода Куру сделали его своей столицей после гибели Хастинапура, который был разрушен водами Ганга.

В "Махабхарате" говорится, что до постройки города здесь было покрытое густым лесом безлюдное место, где обитали `злые духи`. Братья Пандавы, получив эту землю от своего слепого дяди Дхритараштры, согнали с нее туземных жителей `нагов` и `ташкаков`, расчистили лес и построили прекрасный город, дав ему имя бога Индры (`прастха` в переводе с санскрита означает `поселение`).

См. также

Примечания

  1. Believe it or not: Inside 14th century Delhi fort, djinns grant wishes
  2. Jinnealogy. Everyday life and Islamic theology in post-Partition Delhi
  3. Подробности взяты из Справочника по Дели 1976 года, 130–36. Также см. статистику, использованную Гьянендрой Пандеем (1997: 2263).
  4. Файл 5/1947/DCO «Ущерб, нанесённый охраняемым памятникам, и их захват во время беспорядков и после них».
  5. Kotla's Ashoka pillar, over 2,000 years old, suffers heavy damage