Бизнес-процесс
Бизнес-процесс — устойчивый информационный процесс, относящийся к производственной деятельности организации. Фактически, бизнес-прроцессом можно считать последовательность действий или работ, приводящих к улучшению работы организации, и совершенно не обязательно на прямое улучшение прибыли. Это может быть оптимизация работы коллектива, снижение издержек и затрат на производство. Бизнес-процесс в целом представляет собой иерархическую структуру взаимосвязанных мероприятий, которые в результате приводят к реализации и выполнению конкретной цели.
Каталог систем BPM-класса (Business Process Management System / Suite - Управление бизнес-процессами) доступен на TAdviser.
Содержание |
Какие бизнес-процессы меняются чаще всего
В зависимости от частоты изменений типичную структуру бизнес-процессов организации можно разделить на три основных блока.
Стандартные бизнес-процессы
Первый составляют стандартные бизнес-процессы и практики, которые одинаковы для всех отраслей (бухгалтерский учет, управление финансами, расчет заработной платы и т.д.). Дифференциация здесь заключается лишь в том, что одни организации выполняют эти процедуры лучше других (допускают меньше ошибок в отчетах).
Большинство организаций используют для автоматизации подобных бизнес-процессов интегрированные пакеты решений, на основе которых ИТ-директор выстраивает корпоративную информационную систему (КИС). Для этого используется либо пакет ERP, либо набор решений, «лучших в своем классе» (best-of-breed), которые интегрируются силами ИТ-подразделения, либо заказная разработка.
Для автоматизации этих бизнес-процессов чаще всего используются учетные системы. Это известные на рынке пакетные или разработанные под заказ системы, которые поддерживают обработку основных транзакций и управляют критичными для бизнеса мастер-данными. Степень изменений в них низка, так как их функции четко определены и зачастую регулируются внутренними и внешними актами. Срок жизни таких систем превышает 15 лет, известны случаи, когда разработанные еще для мейнфрейм системы работают и выполняют свою функцию без сбоев по 30-40 лет. В ИТ-архитектуре такие приложения занимают место, где изменений практически не требуется. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Признаки учетных систем:
- Поддерживают ключевые транзакционно-ориентированные процессы. Основная задача – делать это качественнее, чем конкуренты, но не делать иначе, чем конкуренты. Это то, что называется «вести бизнес»
- Управляют наиболее важными мастер-данными
- Зачастую автоматизируемые процессы/функции служат объектом для контроля со стороны регулятора, внешнего аудита или для серьезной юридической ответственности
- Служат централизованным источником корпоративных стандартов
- Распространенный формат – пакет глубоко интегрированных приложений (suite). Эта а priory-интеграция считается основным преимуществом пакетных систем
- Самый распространенный способ поставки ПО – лицензирование, но возможны варианты облачных решений
- Время жизни учетных систем – 15-20 лет
Дифференциаторы
Второй блок включает бизнес-процессы и практики, напрямую влияющие на конкурентоспособность компании (отличающие ее от других аналогичных компаний). Бизнес-лидеры часто приходят в ИТ-службу с идеями о том, что нужно сделать, чтобы компания работала лучше и отличалась от конкурентов. Эти идеи предполагают определенные изменения существующих процессов, информационных потоков и уже работающих приложений.
Системы-дифференциаторы - это приложения, которые автоматизируют уникальные для компании или специфичные для отрасли, в которой работает компания, функции/процессы. То, как выполняет компания эти функции, отличает ее от конкурентов и обеспечивает конкурентное преимущество. Такие системы требуют довольно частой перенастройки, чтобы соответствовать изменениям в бизнес-моделях, практиках, а также требованиям клиентов и рынка. Продолжительность жизненного цикла приложений-дифференциаторов – 3-5 лет. При их создании могут использоваться стандартные пакеты, но с более высоким уровнем кастомизации и настройки приложений.
Приложения-дифференциаторы направлены «лицом наружу», т.е. имеют внешние интерфейсы для поддержки взаимодействия с клиентами, партнерами, поставщиками, регуляторами и т.д. Они могут быть частью продуктов и услуг, которые поставляют на рынок банки, страховые компании или, например, авиаперевозчики (например, системы бронирования авиабилетов Sabre от American Airlines и Apollo от United Airlines). Многие из этих приложений уже выполнены на основе облачных технологий. К этому уровню принадлежат и многие приложения из разряда best-of-breed.
Признаки систем-дифференциаторов:
- Поддерживают процессы, которые компания хотела бы исполнять не так, как это делают конкуренты
- Используют данные из учетных систем, но также извлекают и поддерживают данные из других источников
- Фокусируются на коллективной работе и сотрудничестве как внутри компании, так и вне ее пределов
- Имеют более короткий жизненный цикл и чаще перепроектируются
- Могут быть развернуты в облачной архитектуре
Инновационные бизнес-процессы
Третий блок составляют совершенно новые идеи, которые время от времени возникают у бизнес-лидеров. Они еще не знают, как реализовать такие идеи, и не уверены на сто процентов в своей правоте, зато уверены в том, что если такую идею реализовать, она может оказать принципиальное влияние на развитие бизнеса.
Системы для инноваций - это новые приложения, направленные на поддержку тех процессов, которые появляются в ответ на новые потребности клиентов и возможности рынка. Чаще всего такие приложения автоматизируют b2c-процессы, а также связь фронт-офиса с бэк-офисом (мобильные и интернет-клиенты, мобильные приложения для новой услуги и т.п.). Имеют относительно короткий жизненный цикл (не более 12 месяцев), для их создания могут использоваться внутренние ресурсы (внутри подразделений компании). Роль ИТ-службы заключается в том, чтобы обеспечить сотрудникам доступ к корпоративным данным и безопасность коммуникаций для компании. Но зачастую сотрудники делают это без ИТ-надзора, чем вызывают неудовольствие ИТ-начальства. Однако ограничивать бизнес использованием только учетных систем непрактично. Инновационные проекты все равно будут появляться, поскольку они эффективнее, но будут идти в «партизанской» форме.
Признаки систем для инноваций:
- Создаются «по случаю» для быстрой реализации возникшей инновационной идеи или рыночной потребности
- Финансируются и разрабатываются бизнес-пользователями или третьими компаниями при поддержке ИТ-службы
- Часто проектируются таким образом, чтобы поддержать бизнес-процесс, в рамках которого работают несколько компаний
- Имеют короткий жизненный цикл и относительно легкую модель управления
- Поддерживают коллективную работу, активно используют неструктурированные данные
- Должны уметь извлекать данные из учетных систем и систем-дифференциаторов и возвращать их «на место»
- Как правило, представляют собой комбинацию собственных разработок, инструментов совместной работы с файлами, портальных решений и т.д.
- Обычно имеют возможность работы в облаке, а также с новыми гаджетами (iOS, Android, и т. д.)