Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/06/05 13:34:07

Пищевая промышленность в России


Содержание

Основная статья: Промышленное производство в России

Сегменты рынка

2023

Рост продаж желатина на 15,4% до 12,1 тыс. тонн

В 2023 году в России продано приблизительно 12,1 тыс. тонн желатина. Это на 15,4% больше по отношению к предыдущему году, когда было реализовано 10,52 тыс. тонн данной продукции. В исследовании BusinesStat, обнародованном в середине апреля 2024 года, говорится, что после ухудшения геополитической обстановки ситуация в рассматриваемом сегменте российского рынка начала стабилизироваться.

Желатин широко применяется при производстве различных продуктов питания (мороженое, йогурты), готовых блюд (заливное, муссы), кондитерских изделий (кремы, торты), а также мясных и рыбных консервов. При этом, как отмечается в отчете BusinesStat, по состоянию на конец 2023 года основу российского рынка желатина составляет импортная продукция. Отечественные производители закупают желатин за рубежом, фасуют его в розничную упаковку и указывают себя в качестве изготовителя.

По оценкам, в 2019-м продажи желатина в РФ составляли около 8,94 тыс. тонн. В 2020 году объем реализации поднялся на 3,6% — до 9,26 тыс. тонн, а в 2021-м зафиксирована прибавка на 16,5% с итоговым результатом 10,79 тыс. тонн. В 2022 году последовал спад на 2,5%, что связано со снижением деловой активности в стране из-за экономического кризиса, введением санкций, повышением ключевой ставки ЦБ РФ и изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам.

В 2023 году продажи желатина в России вернулись к росту. Введенные санкции стимулировали компании к замещению импортной продукции, что подтолкнуло российскую промышленность, в том числе пищевую, к развитию и увеличению объемов выпуска. Отмечается, что в 2023-м в Курской области был запущен завод «Мираторг-Желатин», который к 2025 году намерен довести ежегодный объем производства соответствующей продукции до 6 тыс. тонн. Это позволит сократить закупки желатина за рубежом.[1]

Рост производства продовольственных товаров на 5,9%

Производство продовольственных товаров в России по итогам 2023 года увеличилось на 5,9% относительно объем годичной давности. Об этом свидетельствуют данные Росстата, опубликованные в феврале 2024 года.

Из материалов ведомства следует, что в 2023 году выросло производство риса (на 10,7%, до 610,8 тыс. тонн), муки (на 1,8%, до 9,1 млн тонн), крупы гречневой (на 5,1%, до 541,6 тыс. тонн), сократилось производство хлебобулочных изделий (на 1,5%, до 5,1 млн тонн).

Производство продовольственных товаров в России по итогам 2023 года увеличилось на 5,9%

По оценкам Росстата, масложировая отрасль выработала в 2023 году 2,7 млн тонн рафинированного подсолнечного масла и его фракций, что на 5,5% больше, чем за 2022 год. Производство нерафинированного подсолнечного масла в 2023 году выросло на 13,2%, до 6,9 млн тонн.Александр Егоркин, Газпромбанк: Если мы немедленно проведем импортозамещение, бизнес-процессы встанут 8.7 т

Также сообщается о 3,8%-ом росте производства шоколада и кондитерских изделий по итогам 2023 года - до 2 млн тонн. Также в 2023 году в России выросли объемы изготовления:

  • сыров - на 16,2%, до 792,3 тыс. тонн;
  • сметаны - на 6,7%, до 583,5 тыс. тонн;
  • рыбных пресервов - на 7%;
  • мясных и мясосодержащих полуфабрикатов, охлажденных или замороженных - на 6,1%, до 4,7 млн тонн;
  • вареных колбасных изделий - на 1%, до 1,7 млн тонн.

В 2023 году снизилось производство творога - на 4,4% (до 440,7 тыс. тонн), сливочного масла - на 1% (до 323,4 тыс. тонн), макаронных изделий - на 4,3% (до 1,5 млн тонн).

Как отмечает пресс-служба Министерства сельского хозяйства РФ, комментируя данные по производству продовольственных товаров в 2023 году, в целом российская пищевая и перерабатывающая промышленность демонстрирует высокую эффективность в текущих условиях, способность устойчиво развиваться и обеспечивать внутренний рынок необходимыми объемами качественной продукции.[2]

Рост производства оборудования для пищевой промышленности на 27,5% до 128 млрд рублей

Производство машин и оборудования для пищевой промышленности в России по итогам 2023 года достигло 128 млрд рублей, что на 27,5% больше, чем годом ранее, когда показатель составлял около 100,4 млрд рублей. Такие в Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш) привели в январе 2024 года.

Как отметил заместитель директора Росспецмаша по направлению «Пищевое машиностроение» Роман Саломатин, ассоциация не ведет подсчет производства оборудования для пищевой промышленности в натуральном выражении из-из высокой степени индивидуализации продукции.

Производство машин и оборудования для пищевой промышленности в России по итогам 2023 года достигло 128 млрд рублей

«
По каким-то отдельным направлениям можно вести статистику в шутках, но в целом по отрасли это не представляется возможным, так как оборудование очень разнообразное — как по объемам производства, так и по своим характеристикам, - пояснил он.
»

По словам Саломатина, основная мера стимулирования спроса в сегменте оборудования для пищевой промышленности связана с Постановление правительства № 823. В 2023 году бюджет на пищевое машиностроение составил 1,3 млрд рублей, на 2024 год планируется 2 млрд рублей. Также дополнительно в 2023 году оборудование для пищевой промышленности включено в программы льготного лизинга — планируется, что с 2024 года Росагролизинг будет активно развивать и наращивать поддержку пищевой и перерабатывающей промышленности, рассказал представитель Росспецмаша.

Наибольшую долю в отрасли занимает оборудование для производства муки, круп и комбикормов — всего на эту отрасль приходится 52% рынка, — и оборудование для заведений общественного питания, на него также приходится 52%. На втором месте — оборудование для молочной промышленности (47%), на третьем оборудование для упаковки и розлива (35%).[3]

2022

Рост рынка готовой еды на 27,1% до 216 тыс. тонн

Объем российского рынка готовой еды в 2022 году достиг 216 тыс. тонн, что на 27,1% больше, чем годом ранее. Такие данные Россельхозбанк опубликовал в конце марта 2023 года.

По сообщению аналитиков кредитной организации, лидерами по продаже готовой еды в 2022 году были Еврейская автономная область, Тюменская, Кировская, Омская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. В структуре общих расходов населения этих регионов покупка готовой продукции занимает более 10%. В среднем российский житель выделяет на покупку готовой к употреблению продукции около 7% из общего объема расходов, не считая посещения кафе и ресторанов.

Объем российского рынка готовой еды в 2022 году достиг 216 тыс. тонн

С 2017 года объем производства готовой еды растет в среднем на 55% ежегодно. С учетой это динамики ожидается, что в 2025 году рынок может достигнуть объема в 800 тыс. тонн, считают в Россельхозбанке.

Согласно исследованию, продажи еды в категориях ready to eat и ready to cook в 2022 году выросли на 4,7% относительно 2021-го составил 2,28 трлн рублей.

«
Сервисы готовой еды будут занимать определенную долю, работая на стыке HoReCa и ритейла. Для клиентов – это удобно и не занимает много времени, а для бизнеса - возможность расширить предлагаемый ассортимент и аудиторию потребителей. Компании уже параллельно используют разные форматы работы, например, дарксторы2 или отдельные кухни, готовящие только для доставки, поэтому данный сегмент будет развиваться и обретать новые формы, - отметил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
»

По данным ЕГРЮЛ, в 2022 году на российском рынке было зарегистрировано 30 тыс. пищевых производств. Компании из данной сферы бизнеса помимо привычных забот, как логистика, рост цен на сырье, упаковочные материалы, оборудование и его комплектующие, сталкиваются также с проблемой оценки и контроля качества продукции, сменой покупательских привычек в сторону экономии, отмечают в Россельхозбанке.[4]

В России на 26,8% снизились продажи желатина - до 16 тыс. тонн

В 2022 году в России было продано 16 тыс. тонн желатина, что на 26,8% меньше объема годичной давности. Такие данные в августе 2023 года привели в исследовательской компании BusinesStat.

Пищевой желатин главным образом применяется в пищевой промышленности, где с его помощью производят различные продукты питания, готовые блюда и кондитерские изделия. В виноделии желатин используют для осветления труднофильтруемых виноматериалов и исправления грубых виноматериалов с повышенной терпкостью. Пищевой желатин также применяется в фармацевтической отрасли, где с его помощью изготавливают оболочки для капсул, а также плазмозамещающие средства. С ростом потребления подобной продукции в России спрос на пищевой желатин в стране увеличивался, отмечают аналитики.

В России снизились продажи желатина

По их словам, к 2022 году пищевой желатин на российском рынке практически полностью был представлен импортной продукцией. В 2022 году вследствие обострения внешнеполитических отношений импортные поставки желатина в Россию снизились на 7,5%, или на 0,9 тыс. тонн. Зависимость отечественного рынка пищевого желатина от импорта подстегнула производителей начать разработку проектов в этой области.

В 2022 году российский холдинг «Мираторг» приступил к строительству двух предприятий в Курской области по производству желатина и переработке свиной мукозы. Проектная мощность завода по выпуску желатина составляет 6 тыс. тонн в год. Инвестиции в проекты превысили 4,5 млрд рублей. Аадминистрация Курской области объявила о намерении ГК «Фармстандарт» расширить производственные мощности своего завода. По планам, в 2024 году на базе предприятия будет налажен выпуск медицинского желатина. Производство медицинского желатина в Курской области станет первым в России.[5]

Смотрите также

Примечания