2023/09/14 12:12:35

Александр Смирнов, «Обеды Смайл»: Корпоративное питание будет ключевым инструментом в построении HR-бренда компаний в новом году

На вопросы TAdviser по различным аспектам организации питания сотрудников, влиянию корпоративного питания на HR-бренд бизнеса в любой сфере ответил Александр Смирнов, генеральный директор компании «Обеды Смайл (Смайл Групп)».

Александр
Смирнов
Я уверен, что большинство компаний в новом году будут организовывать питание своих сотрудников.

Насколько эффективным инструментом построения HR-бренда является питание сотрудников? В сравнении с другими инструментами.

Александр Смирнов: Я считаю, что организация питания сотрудников является одним из ключевых инструментов повышения привлекательности рабочего места и построения HR-бренда в целом. Если мы посмотрим на российский рынок труда, то увидим, что там намечается кризис и жесткая борьба за ценные кадры. Именно поэтому сейчас все адекватные компании начинают смотреть в сторону HR-брендирования и создания дополнительных привлекательных условий для сотрудников. Ценные кадры пойдут туда, где им будет комфортнее всего, — это само собой разумеется. В особенности это относится к таким сферам как производство, крупные интернет-магазины и строительные компании. На этих направлениях экономики борьба за специалистов идёт наиболее активно в связи с оттоком мигрантов из Средней Азии. Отмечу также, что даже сотрудникам компаний, где заработная плата выше среднего по рынку, необходимо компенсировать затраты на питание — для крупных компаний это уже широко распространенная практика, однако сейчас этот инструмент начали внедрять у себя и компании-представители среднего и малого бизнеса.

Каким образом организация питания сотрудников способна повлиять на формирование HR-бренда? Можете перечислить основные факторы?

Александр Смирнов: Во-первых, для любого человека очень важен фактор заботы. Это, наверное, самое главное, потому что HR-бренд — это отражение того, что человек получает на работе, кроме денег, какую эмоциональную отдачу у него будет вызывать ежедневный поход в офис. На работе хочется чувствовать себя так же комфортно, как дома, ведь офис — это место, где среднестатистический человек проводит большую часть своего дня. Питание — это проявление заботы к сотруднику со стороны компании. Люди чувствуют, что руководству компании не все равно, как они ощущают себя на работе. Хорошее отношение к своим работникам порождает ответное хорошее отношение к начальству.

Во-вторых, общая «трапеза» — это то, что объединяло людей на протяжении всей нашей с вами истории, как биологического вида homo sapiens. Сегодня, в реалиях XXI века, когда каждая дополнительная свободная минута в нашем бешенном темпе жизни — это уже благодать, обеденный перерыв приобрел новую ценность. Обеденный перерыв — место и время, когда выстраиваются неформальные связи между работниками, и для сплочения коллектива это очень и очень важно.

В-третьих, это просто фактор удобства. Сотрудники работодателя не думают о том, где им проводить обеденный перерыв. Компания-поставщик питания вовремя привозит им полноценный комплексный обед, обеспечивая каждый день разное меню, и тем самым минимизирует время хождения сотрудников по столовым, кафе и стояния в очереди. Сотрудник питается в удобное для себя и для компании время.

Что представляет собой рынок корпоративного питания в России сегодня? Насколько он зрелый, большой? Как много игроков?

Александр Смирнов: На этом рынке действует много игроков, но лишь единицы из них предоставляют качественные услуги и сервис. Большинство компаний представляют собой маленькие фирмы, по большей части в статусе ИП, у которых даже нет оформившейся организационной структуры. Что касается больших компаний, у которых организация корпоративного питания — одно из направлений бизнеса, то они, как правило, не ставят данное направление во главу угла. Они рассматривают организацию корпоративного питания всего лишь как часть своей деятельности, из-за чего часто страдает и качество предоставления услуг.

Компаний, специализирующихся исключительно на корпоративном питании, на рынке не так уж и много. С уверенностью могу сказать, что мы точно входим в тройку лидеров этого рынка в Москве и Московской области, и уже планируем выходить на новые рынки.

На что следует обращать внимание компаниям при выборе партнера/подрядчика по организации корпоративного питания?

Александр Смирнов: Если в двух словах, то здесь как в отношениях мужчины и женщины — магия должна происходить при первых касаниях с партнером. А если более развернуто, то обращать внимание стоит на все, начиная с уровня клиентского сервиса и заканчивая качеством, технологичностью и чистотой производства. Очень советую всем компаниям просить провести экскурсию по производству поставщика, присылать сертификаты и пробные обеды, ведь на кону очень важный вопрос — насколько качественно и вкусно будут питаться ваши сотрудники. Обращайте внимание на то, как с вами коммуницирует отдел продаж, насколько менеджер подрядчика по организации корпоративного питания вас понимает, правильно считывает все запросы. Это будет показателем того, как с вами будут общаться на протяжении всего будущего сотрудничества. Между поставщиком обедов и компанией-клиентом взаимоотношения должны складываться легко и понятно, для обеих сторон.

Можете привести примеры компаний-клиентов, которые с вашей помощью укрепляют свой HR-бренд?

Александр Смирнов: Мы кормим сотрудников таких известных компаний как «ВкусВилл», «Азбука вкуса», интернет-магазин автозапчастей «АРМТЕК», а также многих других производственных и строительных компаний, которые прекрасно понимают, что лучше отдать организацию этой услуги профессионалам, чем открывать свою столовую.

Расскажите, как рынок корпоративного питания пережил пандемию?

Александр Смирнов: Как ни странно, в пандемию, когда все рестораны бедствовали, наша компания росла. Многие сотрудники ушли на удалёнку, а компании внутри своего бизнеса позакрывали столовые, дабы избежать дополнительных взаимных контактов людей. Мы доставляли обеды и по квартирам, и индивидуально, и на все производства, где была в этом необходимость. Мы стали спасательным кругом для многих компаний, так как сфера общепита во время пандемии переживала не лучшие времена. Однако мы делали то, что было нужно тогда людям, и вынесли трудные дни благодаря формату своего продукта — недорогое порционное вкусное питание с доставкой. Кроме того, мы помогали бесплатно, по договоренности всем нуждающимся больницам.

Как вы считаете, корпоративное питание — это привилегия больших корпораций или может стать отличным инструментом корпоративной культуры также и для малого и среднего бизнеса?

Александр Смирнов: Конечно, этот сервис не только для крупных корпораций. Корпоративным питанием стали интересоваться и представители сегмента СМБ. Нашими клиентами являются, в том числе, и небольшие компании, от 10 сотрудников, руководители которых понимают удобство и выгоду этого сервиса. У нас достаточно много таких клиентов.

Можете дать портрет компании — вашего клиента?

Александр Смирнов: Наши клиенты — это зрелые и успешные компании, возглавляемые дальновидным руководителем, который понимает, что затраты на питание сравнительно невелики, а эффективность команды от качественной организации корпоративного питания возрастает очень сильно. По размеру бизнеса компании могут быть как маленькими, так и огромными. Подчеркну также, что сервисы питания, представленные на рынке, в том числе и наш, — это отнюдь не дорогое удовольствие. Цены у нас демократичные, поэтому наш сервис питания доступен всем, как говорится, от мала до велика!

Кормите ли вы своих сотрудников? Как это влияет на найм и текучку кадров в вашей компании?

Александр Смирнов: Конечно, кормим. Все сотрудники нашей компании питаются нашими обедами, и я в том числе, когда заезжаю в офис на обеденный перерыв. Это является одним из ключевых факторов привлекательности рабочего места. Сотрудники нашей компании в месяц экономят порядка 10 тысяч рублей на еду, что является дополнительной приятной «плюшкой» при трудоустройстве в нашу компанию. А еще, кстати говоря, это фактор уверенности в нашем продукте, ведь мы продаем то, что сами очень сильно любим.

Как вы считаете, каково будущее российского рынка корпоративного питания? Тренды 2024 года?

Александр Смирнов: Тренды рынка диктует спрос. Я уверен, что большинство компаний в новом году будут организовывать питание своих сотрудников. Также возвращается тренд умных холодильников, без кассиров в офисе и готовых блюд в газовой среде — это специальная упаковка для увеличения срока годности блюда. В пандемию этот тренд пережил большие потрясения, но сейчас все возвращается, и на данный момент мы ведем переговоры о сотрудничестве с такими компаниями — речь идет о микромаркетах в офисах.

Также я ожидаю усиление тренда на разнообразие блюд — все очень устали от макарон с котлетами или картошки пюре. Нужно будет включать фантазию и придумывать что-то новое! Повышение строгости критериев отбора поставщика питания — еще один важный тренд ближайшего будущего, так что компании-поставщики питания должны быть готовы к тому, чтобы соответствовать более высокой планке качества.

Используются ли ИТ в вашей компании? Каким образом?

Александр Смирнов: Для партнеров на нашем сайте разработана специальная ИТ-система с большим управленческим функционалом, где одним кликом мы консолидируем заказы всех сотрудников компании. В конце месяца руководитель может получать отчет, на какую сумму его сотрудники заказали обедов, причем с разбивкой по дням и по блюдам. Что касается процессов внутри компании, то мы пользуемся самописной CRM-системой, которая позволяет работать максимально эффективно и структурировать все процессы именно в нише общепита и фабрики-кухни, — это делает нашу работу в разы удобнее и проще.