2024/02/09 14:26:07

Тара и упаковочные материалы (рынок России)


Содержание

2024: В России теперь производятся все виды упаковок для продуктов питания

Россия успешно обеспечила локализацию массовых видов упаковочных решений для молочной продукции, включая все разновидности детского питания. Об этом в национальном союзе производителей молока «Союзмолоко» сообщили 8 февраля 2024 года.

По данным организации, основные участники упаковочного рынка также локализовали производство всех основных сырьевых компонентов, а объем выпуска полностью покрывает спрос. В исследовании отмечается, что производители смогли предотвратить «коллапс на рынке продуктов питания» за счёт того, что оперативно нашли альтернативных поставщиков в дружественных странах, а также заменили ключевые сырьевые компоненты. Новая база поставщиков насчитывает около 400 компаний, а запасы упаковки выросли в четыре раза, указывается в исследовании.

Россия успешно обеспечила локализацию массовых видов упаковочных решений для молочной продукции

Согласно данным «Союзмолока», опубликованным в феврале 2024 года, ежегодно в российской молочной промышленности упаковывается 12,8 млн тонн продукции, требующей 32,2 млн упаковок. Около 31% упаковки составляет многослойный картон, 17% - ПЭТ-бутылки, 25% - гибкая полимерная упаковка, а оставшийся объем занимают различные материалы, такие как полиэтилен, бумага, пластик и фольга.Российский рынок СЭД/ECM борется с демпингом и рассчитывает на возможности искусственного интеллекта. Обзор и рейтинг TAdviser 201 т

Аналитики из «Союзмолока» считают, что для полного перехода на отечественную упаковку и сокращения импорта из Китая необходимо разработать стратегию локализации, установить четкие правила для упаковочной индустрии и ввести тарифные пошлины и другие инструменты регулирования.

Эксперты также обращают внимание, что к февралю 2024 года сохраняются точечные проблемы с отдельными сложными видами упаковки, такими как EcoLean, SIG, Tetra Top. Сложности вызывает, например, индивидуальная упаковка для плавленных сыров, сыров с плесенью, а также упаковка для сыров в нарезке.[1]

2022

В России на 10,4% снизилось производство стеклянной посуды - до 1,84 млрд единиц

В 2022 году в России было произведено около 1,84 млрд единиц стеклянной посуды, что на 10,4% меньше, чем годом ранее. Такие данные аналитики агентства маркетинговых исследований "ГидМаркет" представили 24 августа 2023 года.

В свои расчеты эксперты включили стеклянную посуду для лабораторных, гигиенических и фармацевтических целей. В исследовании отмечается, что снижение объемов производства стеклянной посуды в России в 2022 году отражает сложившуюся ситуацию на рынке. Однако, несмотря на это, российские производители продолжают работать на удовлетворение внутреннего спроса и стремятся к улучшению качества и конкурентоспособности своей продукции, указывают аналитики.

«
Учитывая, что рынок стеклянной посуды для лабораторных, гигиенических или фармацевтических целей и ампул из стекла находится в стадии зрелости и близок к насыщению, ожидается, что объемы производства в краткосрочной перспективе будут увеличиваться незначительно, - говорится в докладе.
»

Из отчета также следует, что доля экспорта в производстве невелика и имеет тенденцию к снижению. В то же время, доля импорта остается стабильной в исследуемом периоде. Это говорит о том, что российские производители стеклянной посуды больше ориентированы на внутренний рынок, что обусловлено стабильным спросом на такую посуду в России для лабораторных, гигиенических или фармацевтических целей и ампул из стекла, отмечают аналитики.

Они добавляют, что динамика объемов производства стеклянной посуды коррелирует с динамикой объема внутреннего рынка в исследуемом периоде, за исключением 2020 года, когда снижение объема производства не повлияло на снижение объема рынка благодаря росту импортных поставок. Однако в 2022 году наблюдалось снижение экспортных поставок, что приводит к уменьшению объемов производства для зарубежных рынков.[2]

Рост продаж тары и упаковки на 2,2% до 169 млрд единиц

В 2022 году в России было продано 169 млрд единиц тары и упаковки, что на 2,2% больше, чем годом ранее. Объем рынка продолжил увеличиваться, однако темпы резко снизились - в 2020-2021 гг. они измерялись +9,5% и 12,4% соответственно. Об этом в августе 2023 года сообщили аналитики BusinesStat.

По их словам, в 2020-2021 гг. продажи тары и упаковки в РФ стремительно росли благодаря активному развитию электронной коммерции и появлению различных служб доставки после начала пандемии COVID-19. В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки увеличилось количество заказов доставки из магазинов и из заведений общепита, что привело к повышенному спросу на пластиковую и картонную упаковку.

В 2022 году осложнение внешнеполитических отношений вокруг России привело к увеличению стоимости импортного сырья, что, в свою очередь, повлияло на рост цен на упаковочные материалы. Негативно на спросе также сказалась приостановка деятельности и уход из России многих иностранных предприятий, которые являлись потребителями тары и упаковки. Помимо компаний-потребителей, с российского рынка ушли также и зарубежные поставщики упаковки, что привело к перебоям с поставками гофроупаковки и тары «тетрапак».

Среди всех сегментов рынка максимальный прирост продаж в 2022 году продемонстрировала стеклотара – на 9,7%. Доля отечественной стеклянной тары составляет более 80% российского рынка. Экономический кризис рактически не затронул российских производителей стеклотары, т.к. большинство из них работает на отечественном оборудовании, удовлетворяя не только внутренний спрос, но и снабжая зарубежных покупателей. При этом в 2022 году отечественные компании в условиях возросшего спроса стали осваивать выпуск новых видов продукции. Например, компания «Интергласс» запустила производство облегченных стеклянных бутылок, предназначенных для водки и минеральной воды.

Единственным видом, продажи которого сократились по итогам 2022 года, стала картонная и бумажная тара. На фоне введения западных санкций возникли проблемы с поставками сырья для целлюлозно-бумажной промышленности, что привело к росту и без того высокой стоимости упаковки из картона. В результате производители продуктов питания и заведения общепита были вынуждены прибегнуть к смене картонной упаковки на более дешевые категории, говорится в исследовании.[3]

Примечания