Содержание |
Основная статья: Облачные сервисы (рынок России)
2018: Обзор рынка облачных сервисов для СММБ от HeadWork Analytics
В июле 2018 года экспертный центр инфраструктурных отраслей HeadWork Analytics (входит в ТОП-3 консультантов в области маркетинга и PR, согласно рейтингу РА Эксперт по итогам 2017 года) при поддержке TAdviser завершил исследование российского рынка облачных сервисов для среднего, малого и микробизнеса (СММБ).
Меры поддержи и среда для развития СММБ
В последние годы сегменту СММБ уделяется большое внимание: в 2016 году Правительство РФ приняло Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, целевой ориентир которой – увеличение вклада СММБ в ВВП России с текущих 20% до 40% к 2030 году, приближая к среднемировым показателям (вклад СММБ в ВВП США и Великобритании составляет порядка 50%, в Германии и Китае 60%, в Индии 45%).
Среди мер господдержки:
- право вести бухгалтерский учет на УСН,
- доля 15% в госзакупках,
- право на получение госгарантии,
- надзорные каникулы (освобождение от плановых проверок для компаний с оборотом до 800 млн).
Государство, банки, телеком операторы, технологические компании ведут системную работу, направленную на повышение финансовой и управленческой грамотности предпринимателей:
- бесплатные обучающие семинары и вебинары,
- статьи,
- блоги,
- истории успеха,
- встречи с успешными предпринимателями и
- экспертами для обмена опытом.
У многих компаний на сайтах есть специальные разделы для СММБ с полезными инструментами для ведения бизнеса. Среди таких инструментов – онлайн сервисы для бизнеса:
- облачное программное обеспечение (SaaS),
- виртуальные серверы (IaaS),
- аутсорсинг бэк-офиса (услуги бухгалтеров, юристов, бизнес ассистентов) и другие услуги.
Размер и динамика рынка
Рынок облачных сервисов для малого и среднего бизнеса составляет более 35 млрд руб., из них 94% – SaaS сервисы, порядка 6% – IaaS и менее 1% – PaaS. Динамика облачных сервисов для СММБ находится в диапазоне 40% в год, при этом появляются новые сегменты, показывающие кратный ежегодный рост.
«Говоря об облачном рынке для СМБ, мы говорим в основном о SaaS, спрос на который останется стабильно высоким, но не сильно растущим год к году. Существуют барьеры: во-первых, SaaS - это не всегда дешево, и это решать надо с двух сторон: удешевлять саму услугу, например, при прочих равных, облачная бухгалтерия должна быть дешевле удаленного бухгалтера. И поддерживать малое предпринимательство в стране, чтобы росло количество новых юридических лиц и ИП, а у уже существующих предпринимателей появлялись свободные средства, которые можно инвестировать в цифровизацию бизнеса. Во-вторых, многие до сих пор предпочитают хранить все у себя, это связано с низкой, хоть и растущей, информированностью бизнесменов о возможностях и свойствах облачных решений», - комментирует Егор Ганин, руководитель направления облачных и бизнес-сервисов Mail.Ru Group. |
Структура рынка
Более половины рынка занимают финансовые сервисы: отчетность онлайн, облачная бухгалтерия, сервисы проверки контрагентов, сервисы выставления счетов и другие. Рост поддерживается главным образом государственной политикой, партнерством и интеграцией сервисов с крупными банками, удобством и простотой облачных сервисов - происходит переток от традиционных систем на 1С к облачным.
Виртуальные АТС занимают значительную долю рынка – 14%. Драйверами развития облачной телефонии являются стремление малых компаний снизить капитальные затраты на установку телефонии, простота установки и подключения, желание руководителей повысить эффективность работы операторов благодаря возможности вести аналитику звонков, большое количество интеграций с другими сервисами, возможность легко масштабировать телефонию, а также рост мобильности бизнеса и проникновения Интернета. Главные сдерживающие факторы – наличие уже существующей инфраструктуры у компаний, высокая стоимость использования виртуальной АТС на длительном сроке эксплуатации по сравнению со стоимостью стационарной телефонии. 28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT
На сегмент облачных CRM приходится 9% облачного рынка для СММБ. Драйверами развития сегмента является высокая информированность бизнеса о возможностях сервиса, желание предпринимателей повышать эффективность продаж и автоматизировать рутинные процессы за счет использования возможностей облачных CRM, наличие большого количества готовых интеграций с другими сервисами. Основные барьеры – нежелание предпринимателей платить за сервисы, пользование бесплатными версиями и минимальными тарифами.
Торговые компании являются главным адептом облачных сервисов, на рынке облачной торговли - онлайн касс и систем товарного учета - ожидается бум в 2018 году. Главным драйвером здесь выступает государство: закон 337-ФЗ об обязательных онлайн-кассах для ИП вступил в силу 1 июля 2018 года, а также обязательная маркировка отдельных групп товаров до 2024 года, которая не возможна без автоматизации торговли. Рынок онлайн касс превышает 30 млрд. руб. (оборудование, программное обеспечение и услуги), только ПО – более 1 млрд руб.
«Здесь государство последние пару лет практически всё определяет. Помимо онлайн-касс значимый драйвер – это обязательная маркировка товаров. Прошли проекты по алкогольной и табачной продукции, сейчас по лекарственным препаратам, а в планах - чуть ли не всё, на что можно штрих-код наклеить. Для работы с этими системами маркировки нужна автоматизация. Еще один важный драйвер – появление интернета на всех торговых точках в связи с онлайн-кассами, что для SaaS тоже огромный плюс», - комментирует Аскар Рахимбердиев, генеральный директор "МойСклад". |
«Рынок дико растущий, но по законодательным инициативам. В 2017 году на учет поставлено порядка 1,5 млн касс. Но это те клиенты, которые кассами уже пользовались - они либо обновили свои кассы, либо приобрели полностью новые. А в этом году и в следующем на рынок придут ИП, которые ранее кассами пользоваться не обязаны были. Это рынок вновь созданный, он с 1,2-1,5 млн касс вырастет до примерно 4,5 млн, это фантастический рост», - добавляет Максим Митусов, создатель Модулькассы, советник предправления КБ Модульбанк. |
Рост рынка онлайн касс стимулирует и рост других ниш – например, систем финансового и управленческого учета. Этот рынок достаточно молодой в России и показывает кратный ежегодный рост. Игроки рынка видят хорошие перспективы для развития этой ниши.
«Большой потенциал роста сервисов финучета мы видим за счет торговой сферы, они используют онлайн кассы, у них появляется дополнительное желание, необходимость и возможность анализировать данные. Кроме того, постепенно растет уровень финансового управления в малом бизнесе. Предприниматель понимает, что нужно просчитывать кассовые разрывы, следить за план-фактом. В поиске решений и инструментов он приходит к нам», - говорит Альберт Янов, директор по развитию Seeneco. |
Высокие темпы роста отмечаются также у сервисов для коммуникаций с клиентами - онлайн чаты, сервисы совместной работы, рассылки.
«Коммуникации между компаниями и клиентами уходят в соцсети - это теперь не просто телефон и e-mail, компании общаются с клиентами и в Facebook, и в WhatsApp, и в Instagram. Каналы коммуникации меняются, часто люди предпочитают писать в компании, чем звонить. Соцсети, мессенджеры - это очевидный тренд в обслуживании клиентов на будущие несколько лет. Многие крупные американские компании уже внедрили поддержку клиентов через Facebook. Например, неплохо этот процесс построен у T-Mobile»,- отмечает Тимур Валишев, генеральный директор JivoSite. |
«Большая часть малого бизнеса еще пока за пределами этих систем, но она непременно там окажется. Потому что чем дальше, тем сложнее без них обходится, даже если это совсем маленькая компания с парой-тройкой человек. Кто-то написал в ВК, кто-то в WhatsApp или Viber, а тебе нужно это все в кучу собрать, и не просто всем ответить, а еще и распланировать. А в сервисе все в одну ленту попадало, прямо там можно ответить клиенту, запланировать какие-то следующие действия. Кто это успевает понять первым, тот получает конкурентное преимущество», - говорит Дмитрий Гончаренко, директор по развитию PlanFix.
«Сейчас достаточно много сервисов e-mail рассылок разного уровня, разных по цене. И в целом, все они чувствуют себя неплохо, потребность в них есть. Мы находимся в верхней ценовой категории, наш основной сегмент – это средний и крупный бизнес. Тем не менее, есть такой парадокс, что малый бизнес, но настроенный на рост, достаточно активно хотел бы с нами сотрудничать. У нас есть клиенты, которым мы на данном этапе пока дороговаты, но они хотят сразу все настроить, чтобы в будущем им не нужно было переходить с одного решения на другое», - комментирует Кристина Маркина, директор по развитию ExpertSender. |
«Сервисы e-mail рассылок популярны в основном в Интернет коммерции. Если говорить про другие сегменты, которые не так оккупировали Интернет, у которых есть офлайн точки продаж и офисы, к ним рассылки приходят медленно. Но всё равно офлайн бизнес понимает, что пора захватывать диджитал коммуникации с клиентом, приходит, пробует, и видит пользу и необходимость сервиса. Так что рынок интересно меняется с точки зрения портрета клиента» - добавляет Юлия Савицкая, генеральный директор Mailigеn. |
Сегмент IaaS для СММБ достигает 2 млрд руб., растет на 20% в год. В последние годы рынок получил новую волну развития за счет выхода крупных игроков, таких как Mail.Ru, SberCloud (Сбербанк), BeeCloud (Билайн).
«Цифры разнятся, но я согласен, что сейчас рост в районе 20%. Но, учитывая размер рынка, количество клиентов уровня СМБ, процент мог бы быть еще больше. Сказать, что рынок в целом созрел, еще однозначно нельзя, особенно для сегмента СМБ. С точки зрения насыщения, я думаю, это перспектива даже не 5 лет», - комментирует Алексей Пронин, руководитель по облачным продуктам и сервисам безопасности "Билайн". |
Факторами развития рынка выступают желание предпринимателей снизить капитальные затраты, экономия на покупке физических серверов, возрастающая мобильность малого бизнеса, возможность легкой масштабируемости бизнеса. Среди барьеров – риск повышения стоимости сервиса из-за курса доллара (оборудование иностранное), опасения предпринимателей потерять информацию, а также что производительность будет ниже по сравнению с собственным сервером.
Тенденции рынка
Отвечая на запросы клиентов, провайдеры продолжают развивать свои продукты, делают интерфейс максимально простым и удобным для пользователей.
«Мы идем к упрощению. Как оказалось, 90% функционала не используется. Поэтому мы уже сделали ре-дизайн всего блока совместной работы. Он один из первых сервисов на рынке, и морально немного устарел. Мы «омолодили» продукт, он стал намного проще, быстрее, удобнее, воздушнее», - отмечает Дмитрий Харитонов, директор по маркетингу "Мегаплан". |
Многие крупные провайдеры развивают каналы самообслуживания, стремясь свести к минимуму участие отдела продаж и поддержки. Так, например, Битрикс24 запустил самообучаемого чат-бота на базе искусственного интеллекта по имени Марта. Она отвечает на вопросы поддержки, помогает в освоении продукта и доступна в любое время в веб-мессенджере.
«Мы смотрим в сторону развития каналов самообслуживания, когда продавец не участвует в сделке, потребитель сам все нашел в интернете, сам все выбрал, нажал кнопку, купил, продлился», - говорит Максим Нахабо, руководитель управления маркетинга "СКБ Контур". |
Одним из главных требований предпринимателей к сервисам и сильным конкурентным преимуществом провайдера является большое количество интеграций со смежными сервисами, с 1С, почтой, календарем, CRM, системами банков. У некоторых провайдеров более 100 интеграций. Это делает работу клиента удобнее и упрощает внедрение сервиса в существующую инфраструктуру заказчика.
Растущая мобильность предпринимателей, удаленных сотрудников и фрилансеров диктует тренд на мобильность SaaS-сервисов - создание мобильного приложения или адаптивный дизайн. 43% владельцев малого бизнеса используют смартфон как основное устройство для запуска бизнес-операций и сервисов. На зарубежных рынках действует принцип `mobile first` – сначала провайдер выпускает мобильное приложение, затем web-версию.
Новые технологии - искусственный интеллект, машинное обучение, IoT, Big Data и другие, находят применение в SaaS-сервисах для автоматизации рутинных процессов.