2023/10/13 11:26:10

Андрей Врацкий, eXpress: Наша платформа — это унифицированные коммуникации (UC) и мобильность

На вопросы TAdviser по качественным изменениям на рынке унифицированных коммуникаций (Unified Communication, UC), видеоконференцсвязи, требованиям заказчиков, а также по UC-платформе eXpress ответил Андрей Врацкий, CEO eXpress.

Андрей
Врацкий
Мы развиваем eXpress по двум основным направлениям: унифицированные коммуникации и корпоративная мобильность.

Какие качественные изменения произошли на российском рынке систем унифицированных коммуникаций за минувшие год-полтора?

Андрей Врацкий: Логика движения на рынке унифицированных коммуникаций определяется Microsoft и его лидерским в этом сегменте продуктом Microsoft Teams. Можно сказать, что этот продукт всем показал, какой должна быть платформа для унифицированных коммуникаций, и сегодня все UC-вендоры хотят сделать «русский MS Teams». Те, кто позиционировал свой продукт как ВКС, добавляют чат, создатели мессенджеров добавляют ВКС-функции. И заказчики хотят того же, поскольку сейчас испытывают определенную боль, когда переходят на российские аналоги, которым не хватает функционала, свойственного продвинутым западным системам.

То есть российские вендоры и заказчики как ориентировались на MS Teams, так и продолжают ориентироваться. Качественных изменений на рынке не произошло?

Андрей Врацкий: Наоборот! Качественные изменения произошли, поскольку российским вендорам открылся новый сегмент рынка, ранее недоступный, — это коммерческие компании, включая корпорации, от которых отказались западные производители. По моей оценке, объем потенциального рынка для российских вендоров в области унифицированных коммуникаций вырос более чем вдвое.

MS Teams – единственный лидерский продукт, на который ориентировался крупный российский заказчик?

Андрей Врацкий: Вторым примером был Skype for Business – например, Росатом его раньше использовал. Этот продукт более архаичный в сравнении с MS Teams, поэтому со стороны его бывших пользователей не возникает повышенных требований к качеству российских разработок, нет такого давления в этом плане. Те же, кто работал на лучших образцах западных продуктов, требуют, чтобы российские вендоры догоняли их и по качеству, и по функционалу. До ухода западных вендоров такого запроса со стороны рынка к российским вендорам не было, и это еще одно качественное изменение.

Вне контекста импортозамещения можете выделить основные тренды развития сегмента унифицированных коммуникаций? Отличаются они от общемировых?

Андрей Врацкий: Общемировой тренд для развития UC-продуктов был задан ковидом. До пандемии даже на Западе существовало определенное недоверие к облакам и к тому же Zoom. Удаленная работа не существовала, например для сотрудников американских банков и подобных консервативных структур. Ковид все изменил, заставил всех думать, как организовать удаленную работу сотрудников, и роль видеоконференций выросла. После пандемии роль ВКС чуть снизилась, но осталась большой. Мы теперь каждый день общаемся по рабочим вопросам в режиме видеоконференцсвязи, причем по нескольку раз. Вместе с тем общемировой тренд в том, чтобы проводить не просто видеоконференции — это как бы ядро коммуникаций, а вокруг него должен быть офисный пакет, хранилище данных, чат — в соответствии с тем самым примером, который задал MS Teams. И Россия полностью в русле этой общемировой тенденции, но с учетом специфики импортозамещения все приходится делать самим.

Каковы предпочтения российских заказчиков по функционалу систем видеоконференцсвязи?

Андрей Врацкий: Российские заказчики хотят качественных видеоконференций, в ходе которых можно пригласить гостей, вывести и показать другим участникам видеоконференций экран своего монитора («расшарить»), выполнить запись конференции и многое другое. Во время пандемии очень популярными стали виртуальные фоны. Предпочтения за последние год-полтора не сильно изменились.

Насколько важна для заказчика возможность подключения к видеосовещанию с любого устройства и из любого места?

Андрей Врацкий: Такая возможность очень важна. Ковид всем показал, что нужно уметь организовать работу людей из дома. После ковида люди стали мобильными, поэтому нужно организовывать подключение с любого устройства из любого места. Человек сидел дома и общался по рабочим вопросам с ноутбука или десктопа, а теперь еще и находится в движении и хочет продолжить общение на мобильном устройстве. Тренд на мобильность будет только нарастать. Считаю, что в самой ближайшей перспективе смартфон и планшет сравняются с ноутбуком по основным рабочим функциям.

Ожидают ли пользователи комплексных решений для видеоконференций и совместной работы в рамках UC-продукта?

Андрей Врацкий: Да, особенно для мобильных устройств. Ведь работая на компьютере, можно одновременно открыть две вкладки в браузере, в одной – конференции, в другой – чат, а на смартфоне и планшете в один момент времени может быть запущено лишь одно приложение.

То есть клиент ожидает многоканальной, максимально удобной коммуникации…

Андрей Врацкий: Совершенно верно. Еще рынок требует добавить в единое информационное пространство коммуникаций электронную почту, и в этом отношении даже Microsoft опаздывает, поскольку для почты у них отдельный продукт.

А если расставить каналы коммуникаций по местам – первое, второе, третье? В порядке убывания приоритета в глазах клиента.

Андрей Врацкий: Видеоконференцсвязь, электронная почта, чат. И еще важна корпоративная телефония, возможность звонить на внутренние номера. Вот эти четыре канала можно обозначить как расширенные унифицированные коммуникации, мы их называем UC 3.0 или UC+. Нужна еще возможность быстро пересылать файлы между каналами — из почты в чат и наоборот, создавать из чата видеоконференцию и так далее.

Требования заказчика к дизайну? Сохраняется тренд на запрос к корпоративному дизайну, чтобы он приближался в этом отношении к решениям для рынка b2c?

Андрей Врацкий: Такая тенденция есть на рынке, 100%. Эталоном дизайна для пользователей действительно являются решения для b2c-рынка — чтобы не слишком сложно, кнопочки были видны и удобно расположены. Плоский, минималистичный, но красивый интерфейс – все этого хотят. В плане дизайна MS Teams, кстати говоря, достаточно плохой пример, продукт перегружен кнопками. Наш eXpress, к примеру, пользователи сравнивают в первую очередь с WhatsApp и Telegram.

Понимает ли российский заказчик важность обеспечения ИБ?

Андрей Врацкий: В плане ИБ идет традиционная борьба между удобством и безопасностью. В пандемию требования по безопасности были поневоле ослаблены, а сейчас безопасники восстанавливают свои позиции и грузят нас таким количеством требований по ИБ, которые ранее никогда не предъявляли к тому же Microsoft. Правда у некоторых, например в банках или в том же Росатоме, весьма жесткие требования к ИБ сохранялись и в пандемию. А еще можно констатировать, что резко снизилось доверие к облакам, особенно – западным, хотя отчасти и к российским тоже. Заказчики стали чаще выбирать инсталляции на своей площадке.

Для каких компаний важна возможность проводить совещания в закрытом периметре, с недопущением внешних пользователей?

Андрей Врацкий: Это важно либо для компаний, подпадающих под госрегулирование, например принадлежащих к объектам критической информационной инфраструктуры, либо для компаний, которые очень ценят свою безопасность и приватность. В этом случае используются специальные ВКС-системы закрытого типа, не интегрированные с другими продуктами, чтобы гарантировать закрытый периметр.

В контексте унифицированных коммуникаций, когда в одном решении собраны все каналы общения, какие интеграции востребованы в этой сфере?

Андрей Врацкий: Самая востребованная интеграция — в рамках единого мобильного клиента, где должно быть всё в одном. На десктопах также желательны различные перекрестные интеграции, например между ВКС и электронной почтой, т.е. чтобы в почтовом клиенте была возможность через плагин запланировать встречу на UC-платформе или по клику на контакт из адресной книги сразу писать ему письмо, создавать чат или звонить на внутренний телефон. Люди хотят получить единое целое информационное пространство для общения, удобное и быстрое.

На российском рынке есть вендоры с таким универсальным UC-продуктом?

Андрей Врацкий: На сегодня нет. Для реализации такого комплексного подхода берутся продукты двух-трех вендоров, между которыми осуществляется интеграция. Я называю это «сшить Франкенштейна».

Что представляет собой UC-платформа eXpress в контексте того, что мы только что обсудили, – функционал, дизайн, информационная безопасность?..

Андрей Врацкий: У нас лучшие на российском рынке чаты, лучшая безопасность — по этому аспекту у eXpress огромный отрыв от любого другого продукта, представленного на российском рынке. И наконец-то видеоконференции у нас уже весьма неплохие, и их развитие это наш главный приоритет сейчас.

За счет чего достигнут высокий уровень ИБ?

Андрей Врацкий: Платформа eXpess изначально строилась на принципах буквально параноидальной информационной безопасности. Дело в том, что мы, основатели компании, раньше были крупными интеграторами, работали на корпоративном рынке, поэтому знаем, что требуется заказчикам. С безопасниками общаемся на одном языке, понимаем их запросы. Принцип тотальной защиты был заложен в eXpress «на уровне ДНК», начиная с самой идеи создания продукта, который, кстати говоря, выводился на рынок лишь через четыре года после создания. С тех пор любое дальнейшее развитие функционала проходит через принцип «безопасность на первом месте».

А что можно сказать о существующих интеграциях eXpress?

Андрей Врацкий: Есть плагин для планирования видеоконференций в почтовых клиентах. Мобильный клиент eXpress умеет подключаться в видеоконференции других вендоров. А еще, напомню, eXpress является самой мощной платформой в плане мобильности. Безопасное корпоративное мобильное суперприложение (суперапп) умеем строить только мы. Это доказано и «Росатомом», и банками, и другими корпорациями. В нашем защищенном супераппе-криптоконтейнере есть и почтовый клиент, и календарь, и огромное количество других смартаппок.

Насколько большое внимание уделяется дизайну?

Андрей Врацкий: Дизайн у нас консервативный, его можно сделать чуть менее строгим, и в этом направлении мы сейчас активно работаем.

На какие показатели производительности ориентируетесь? Количество одновременных участников видеоконференцсвязи?

Андрей Врацкий: Наш сегодняшний показатель — 128 одновременно включенных видеокамер, т.е. активных участников. Это очень хороший показатель, больше никому и не нужно. Следующий шаг – добавить к активным участникам пассивных (только слушают и смотрят, микрофон и камера выключены), что позволит выйти на цифры тысяч и десятков тысяч.

Поговорим о продвижении платформы на рынке в текущем году. Сколько реализовано проектов?

Андрей Врацкий: Половина из крупнейших 20-ти российских компаний или уже используют eXpress, или внедряют нашу платформу. В плане роста бизнеса мы ждем двухкратного роста в сравнении с прошлым годом, а по выручке точно перешагнем уровень в 1 млрд рублей. Количество пользователей Федерации eXpress стремительно приближается к миллиону. Из технологических достижений: в этом году мы внедрили первые супераппы в криптоконтейнере — это огромное достижение, мы вообще стали первыми в мире в этом направлении.

Планы по развитию eXpress как UC-платформы до конца этого года и на следующий, 2024-й?

Андрей Врацкий: Мы развиваем eXpress по двум основным направлениям: унифицированные коммуникации и корпоративная мобильность. По чатам осталось совсем чуть: предстоит создать возможность формирования внутри чата рабочих групп по функциональному признаку и реализовать статусы присутствия (онлайн, оффлайн, в отпуске, на совещании и т.д.). По видеоконференциям предстоит сделать больше: это и собрания на тысячи человек, и весь джентльменский набор функций корпоративного ВКС, например комната ожидания, виртуальные фоны и др. Ну и по безопасности мы тоже будем дальше развиваться — в самом ближнем роадмапе у нас расширенные корпоративные политики, ролевая модель, разграничения полномочий и доступов вплоть до конкретного сообщения, файла, комнаты.

Есть у компании проекты за пределами российского рынка?

Андрей Врацкий: Таких внедрений пока нет, но идет подготовка к реализации проектов в дружественных и нейтральных странах. Понятно, что с Западом сейчас работать невозможно, и мы не собираемся даже пробовать. В реальную плоскость и финансовую выручку планируемые проекты перейдут в будущем году. Один из государственных проектов уже внесен в плановый бюджет страны-партнера на следующий год. Партнерам и заказчикам очень хорошо заходят и наша безопасность, и Федерация, и супераппы со смартаппками.