2024/03/11 11:21:25

Энерджинет (национальная технологическая инициатива)


Национальная технологическая инициатива (НТИ)

Содержание

2024: Утверждение дорожной карты развития технологий в сфере энергетики

28 февраля 2024 года правительство России утвердило распоряжение №458-р, предусматривающее реализацию новых инициатив по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в рамках Национальной технологической инициативы «Энерджинет». Речь идет о развития технологий в сфере энергетики.

В частности, будут предложены дополнительные меры по устранению правовых ограничений для развития новых рынков, возникающих в результате реализации плана мероприятий «Энерджинета». Кроме того, упростится взаимодействие государства и коммерческих организаций, разрабатывающих продукты для соответствующей отрасли. Еще одна задача — усиление позиций российских организаций на международном рынке и стимулирование создания новых предприятий в энергетической области.

правительство России утвердило распоряжение, предусматривающее реализацию новых инициатив по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в рамках «Энерджинет»

Работы будут вестись по ряду ключевых направлений. Это доработка норм функционирования систем накопления электроэнергии в электроэнергетике; развитие механизмов управления спросом; снятие барьеров для использования новых энергетических технологий в многоквартирных домах; создание условий для развития интеллектуальной энергетики на труднодоступных и изолированных территориях.Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298.9 т

Кроме того, запланированы разработка и тестирование методологии оценки влияния управления спросом на электрическую энергию на снижение выбросов углекислого газа и формирование рекомендаций для применения участниками средств управления спросом. При реализации проектов рабочей группой «Энерджинет» будут разрабатываться и представляться в Министерство энергетики РФ соответствующие концепции, включающие в том числе перечень нормативных правовых актов, подлежащих принятию или изменению. В целом, программа рассчитана на два этапа: первый будет осуществляться в 2024–2025 годах, а второй охватывает период вплоть до 2035-го.[1]

2020: Обновлена законодательная «дорожная карта» НТИ Энерджинет

16 июня 2020 года стало известно, что Правительство РФ утвердило[2] обновленную «дорожную карту» НТИ Энерджинет по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров. Актуализация плана мероприятий выполнена при организационно-технической поддержке РВК, которая является Проектным офисом НТИ.

«Дорожная карта» предусматривает последовательное устранение законодательных барьеров для развития технологий и продуктов в энергетической отрасли, включая сегмент интеллектуальной распределенной энергетики, распределительных сетей, персональной энергетики и потребительских сервисов.

В частности, «дорожная ката» предполагает определение условий проведения пилотных проектов, связанных с интеграцией активных энергетических комплексов в общую энергосистему и улучшением электроснабжения потребителей за счет современных|технологий. Кроме того, должны быть уточнены вопросы применения систем накопления электроэнергии, определены статус агрегаторов управления спросом на электроэнергию и особенности использования «умных контрактов» для учета и расчетов в энергетике.

«
Актуализация законодательной дорожной карты Энерджинет носила технический характер. При подготовке первой версии документа мы не учли сложности выработки и продвижения нормативных инициатив в такой зарегулированной отрасли как электроэнергетика. Теперь мы совместно с Минэнерго России сформировали более сбалансированный план работы. В содержательной части дорожной карты необходимо отметить, что мы в 2020 году заканчиваем запуск инициатив, направленных на проведение регуляторных экспериментов по апробации в отрасли современных бизнес-практик. Дальше мы будем мониторить результаты этих экспериментов и готовить предложения по целевым моделям регулирования в электроэнергетике, — комментирует руководитель законодательной рабочей группы НТИ Энерджинет Дмитрий Холкин.
»

Рыночная «дорожная карта» НТИ Энерджинет была одобрена в 2016 году. Она направлена на развитие технологий в электроэнергетике, создание продуктов и рынков для формирования эффективной и удобной экосистемы взаимодействия производителей и потребителей энергии. Согласно положениям «дорожной карты», основу энергетики будущего составят разномасштабные (от городов до домохозяйств) комплексные системы и сервисы интеллектуальной энергетики, построенные на открытой сетевой архитектуре. Пользователи энергетических объектов должны иметь возможность так же просто подключаться и пользоваться энергосистемой, как интернетом.

Цель «дорожной карты» — достичь к 2035 году объема выручки российских компаний на глобальном рынке разномасштабных комплексных систем и сервисов интеллектуальной энергетики не менее 40 млрд долларов в год, в том числе занять доли рынка в приоритетных сегментах: надёжные и гибкие распределительные сети — 10-12%; интеллектуальная распределённая энергетика — 3-6%; потребительские сервисы — 3-6% мирового рынка.

2019

Центр компетенций НТИ МЭИ начал ввод в эксплуатацию полигона «Testbed «Энерджинет»

29 ноября 2019 года РВК сообщил, что в Центре компетенций НТИ на базе МЭИ «Технологии транспортировки электроэнергии и распределенных интеллектуальных энергосистем» начался этап по вводу в эксплуатацию особого оборудования. Работы выполняются в рамках проекта по разработке архитектуры интернета энергии в целях реализации плана мероприятий «Энерджинет» Национальной технологической инициативы. Подробнее здесь.

Пилотные проекты

В мае 2019 года состоялось очередное заседание рабочей группы по разработке и реализации «дорожной карты» Национальной технологической инициативы (НТИ) «Энерджинет». В мероприятии приняли участие члены рабочей группы, представители проектного офиса НТИ, энергетических компаний и экспертного отраслевого сообщества. Сопредседательствовали на заседании директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго России, заместитель соруководителя рабочей группы Алексей Кулапин и соруководитель рабочей группы Олег Гринько.

Выступая с приветственным словом Алексей Кулапин напомнил участникам, что к настоящему времени в рамках реализации «дорожной карты» НТИ «Энерджинет» уже достигнуты значительные успехи.

Отобрано и реализуется пять пилотных проектов, направленных на развитие отечественных комплексных систем и сервисов интеллектуальной энергетики и способных дать значимый экономический эффект. По части из них в 2019 году планируется получить первые существенные результаты. Кроме того, в проработке находится еще несколько перспективных проектов.

«
«Реализация пилотных проектов – важный элемент достижения запланированной «дорожной картой» цели по обеспечению лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках мировой «энергетики будущего». По отдельным позициям российские разработки уже сегодня входят в топ лучших мировых стартапов. Так, например, высокие оценки на международной арене получили проекты по созданию трансакционной платформы – элемента Интернета энергии и блокчейн-решения для IoT. Уверен, это только начало большого пути», – подчеркнул Алексей Кулапин.
»

Ведется работа по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров по направлению «Энерджинет», что позволит выйти на рынок субъектам в принципиально новых видах предпринимательской деятельности с инновационными бизнес-моделями.

Первым результатом данной работы стало принятие в марте 2019 г. постановления Правительства Российской Федерации, которое позволит в пилотном режиме отработать механизм создания и развития агрегаторов управления спросом. В проработке находится еще ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие в стране активных энергетических комплексов, энергоснабжения изолированных и удаленных территорий, применения систем накопления и выдачи в сеть электроэнергии, потребительских сервисов на базе распределённых реестров и смарт-контрактов.

Для апробации новых механизмов предусмотрена реализация комплексных пилотных проектов с возможностью их дальнейшего масштабирования. В настоящее время по каждому направлению созданы рабочие группы и прорабатываются конкретные проекты.

В рамках программы развития партнерства между вузами, научными организациями и индустриальными партнерами создан ряд Центров компетенций НТИ по направлению «Энерджинет», а также на базе Фонда «ЦСР «Северо-Запад» – инфраструктурный центр по реализации «дорожной карты».

Вместе с тем, по словам Алексея Кулапина, в контексте стремительного развития новых технологий для достижения запланированных «дорожной картой» НТИ «Энерджинет» целей сегодня необходима ее актуализация с прицелом на реализацию проектов, направленных на внедрение цифровых решений.

2018: «Интернет энергии» с открытым доступом

В России, несмотря на общую энергоизбыточность, низкая стоимость генерации с лихвой компенсируется дорогой «мощностью» — затратами на функционирование распределительной инфраструктуры. На конечные цены для потребителя влияют такие факторы, как низкая плотность потребления, высокая стоимость капитала и строительства и низкая загрузка мощностей. Большая доля промышленной нагрузки, социально ориентированная политика, несовершенство рынка и отраслевого регулирования приводят к постоянному росту цен на электроэнергию для бизнеса и постепенно становятся сдерживающим фактором для развития экономики страны, говорится в докладе «Цифровой переход в электроэнергетике России» Центра стратегических разработок (ЦСР). Кроме того, ожидается, что большая часть существующей инфраструктуры достигнет предельных сроков эксплуатации в 2020–2025 годах.

При этом приоритетные промышленные сектора (например, производство систем накопления электроэнергии) лишь начинают формироваться с заметным отставанием от лидеров глобального рынка. Помимо нехватки собственных технологий развитие новой энергетики в стране сдерживает отсутствие необходимого правового и технического регулирования для вывода на рынок новых продуктов и реализации новых бизнес-моделей, отмечается в утвержденной правительством «дорожной карте» по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров НТИ «Энерджинет».


Основная статья: Интернет энергии (MicroGrid) Малая распределенная энергетика

2017: Мероприятия по развитию рынка «умной энергетики» до 2035 года

Президентский совет по модернизации и инновационному развитию экономики утвердил в начале 2017 года дорожную карту EnergyNet. Документ предусматривает мероприятия по развитию рынка «умной энергетики» до 2035 г. и создан в рамках проекта Национальной технологической инициативы, реализуемого по поручению Президента России Владимира Путина. Документ создавался под руководством первого заместителя министра энергетики Алексея Текслера и управляющего партнера Bright Capital Бориса Рябова[3].

Под EnergyNet авторы документа понимают рынок оборудования, ПО, инжиниринговых и сервисных услуг для разномасштабных комплексных систем и сервисов интеллектуальной энергетики. «Лучшей метафорой для описания рынка является интернет энергии — экосистема производителей и потребителей энергии, которые беспрепятственно интегрируются в общую инфраструктуру и обмениваются энергией», - говорится в описании дорожной карты.

Что происходит на мировом рынке энергетики

Мировой рынок энергетики переживает значительные технологические изменения. В основе энергетики нового уклада будут лежать разномасштабные (от городов до домохозяйств) комплексные системы и сервисы интеллектуальной энергетики, построенные на открытой сетевой архитектуре.

Активные потребители, владельцы распределенных энергетических объектов (в т.ч. мобильных), пользователи устройствами с управляемой нагрузкой должны иметь возможность также просто подключаться и пользоваться энергосистемой так, как это происходит в случае использования интернета. Для этого потребуется создать новые кибер-физические устройства преобразования и коммутации энергии, интеллектуальные системы управления, открытые сервисные платформы, технологии интернета вещей, гибкие и динамичные энергетические рынки.

В части энергетических технологий речь идет о малой и микрогенерации, накопителях энергии, широком спектре устройств с регулируемой нагрузкой (вплоть до «умного» холодильника), электротранспорте. Масштабное появление на их базе распределенных энергетических объектов приведет к преобразованию архитектуры энергосистем - они станут фрактальными, «ячеистыми», как интернет или сотовая телефония.

В части информационных технологий формируется множество технологий и решений в рамках инициатив, ориентированных на переход к кибер-физическим устройствам: «энергетическим роутерам», распределенным (мультиагентным) системам управления, интернету вещей, платформоориентированным решениям, системам управления жизненным циклом производственных систем. В части социальных технологий будут активно появляться сервисы агрегирования, развивающее инвестирование, локальные энергетические рынки, маркетплейсы приложений для сервисов, ценообразование, близкое к реальному времени.

Принципиальным вопросом в создании решений для новой энергетики станет использование открытой архитектуры интеллектуальных энергосистем, позволяющей «легко» интегрировать в общие системы энергообмена производителей и потребителей различного типа, поставщиков сервисов. Кроме того, использование концепции открытой архитектуры позволит формировать разнообразные варианты кооперации для производителей оборудовании и программного обеспечения.

«Окно возможностей» для российских компаний

У России в этой сфере есть хорошие предпосылки для занятия существенных позиций на глобальных рынках. Речь идет о научных заделах, профильных стартапах, развитой инфраструктуре и механизмах поддержки инновационных компаний.

Авторы дорожной карты выделяют три сегмента на рынке EnergyNet: надежные и гибкие распределительные сети, интеллектуальная распределенная энергетика и потребительские сервисы. Объектная область «дорожной карты» ограничивается вопросами развития систем и сервисов на уровне распределенной генерации (включая возобновляемые источники энергии) уровня напряжения 110 кВ и ниже, распределительных сетей и управления потреблением у конечных потребителей.

В новых сервисных сегментах конкурентным преимуществом обладают не действующие игроки на рынке, а игроки имеющие компетенцию в IoT-технологиях – в частности, телекоммуникационные компании и ИТ-компании. Эти компании начинают занимать лидирующие позиции в новых нишах и забирать долю бизнеса у традиционных энергокомпаний. По мере того, как технологии интернета вещей кардинально упрощают интеграцию решений и разработку приложений, превращая электронные и механические компоненты системы во взаимозаменяемый товар, маржа и добавленная стоимость переместится к разработчикам алгоритмов и приложений, способных решать конкретные задачи клиента и создать для него уникальную бизнес- модель.

В частности, телекоммуникационные компании уже несколько лет эффективно конкурируют за сегменты, которые раньше относились к сфере энергетики. Практически все крупные телекоммуникационные операторы создали собственную IoT-платформу, на базе которой они выстроили продуктовую цепочку энергетических продуктов и сервисов. На консервативность традиционных энергетических компаний затрудняет для них конкуренцию с новыми игроками, которые обладают большим опытом и потенциалом работы в рыночной среде

Для российских компаний такая ситуация открывает «окно возможностей». Ситуация, когда конкурентное преимущество определяют алгоритмы программных приложений и бизнес-модели, благоприятна для российских компаний, так как здесь имеется «история успеха» и на рынок могут выходить не «традиционные игроки», а высокотехнологичные конкурентные компании из секторов ИТ и телекоммуникации, по необходимости заключая партнерства с «традиционными» энергетиками.

Кроме того, новые технологии позволяют создать конкурентные преимущества для продвижения на глобальный рынок традиционных технологий, где у России уже есть сильные позиции. Хотя стимулом для развития «интернета энергии» в Европе, в первую очередь, является развитие «зеленой» энергетики, авторы дорожной карты подчеркивают, что ошибочно было бы считать, будто бы возобновляемая энергетика является главным бенефициаром технологии «интернета энергии».

Стратегический интерес для России

Технологии, позволяющие управлять нагрузками, равным образом положительно сказываются на других видах генерации, в частности, стратегии в области «интернета энергии» могут быть построены в связке практически с любым видом генерации, что может обеспечить продвижение на рынок атомной генерации и газовой генерации. Эти стратегии привлекательны для российских игроков, так как усиливают позиции тех сегментов, где у России исторически сложились конкурентные преимущества (в отличие от возобновляемой энергетики, где у России нет объективных преимуществ и где уже большое число технологий защищено патентами).

Кроме того, с точки зрения национальной безопасности для России основным вызовом в энергетике является тот факт, что в Северо-Восточной Азии усилиями Японии, Кореи и Китая происходит формирование нового полюса генерирования общественного богатства, потенциально сопоставимого со всей существующей мировой экономикой. Основу этого полюса составит неоиндустриализация, новые формы урбанизации и переосвоения территорий, использование технологий, дружественных к природе. Россия может сохранить суверенитет, только став субъектом формирования экономического полюса нового типа. В случае невозможности занять подобную позицию российскому Дальнему Востоку и Сибири будет отведена функция периферийного сырьевого придатка для обслуживания экономик стран Северо-Восточной Азии.

Прогнозы рынка

Авторы дорожной карты разделяют рынок EnergyNet на три сегмента. Сегмент «Надежные и гибкие распределительные сети» включает в себя комплекс решений, обеспечивающих эффективную и надежную работу распределительной сети, открытой и адаптивной к новым объектам и участникам рынка. Сегмент «Интеллектуальная распределенная энергетика» – это комплекс решений, обеспечивающих интеграцию в энергосистемы и совместную работу распределенной генерации, накопителей, средств регулирования нагрузки, а также обеспечивающих работу различного типа агрегаторов распределенных объектов энергетики. Наконец, сегмент «Потребительские сервисы» включает в себя комплекс решений, обеспечивающих конечным потребителям кастомизированные сервисы энергоснабжения и управления инженерной инфраструктурой (в т.ч. автономными источниками энергии).

В России сегмент «надежные и гибкие сети» вырастет с $200 млн в 2014 г. до до $15 млрд в 2035 г., сегмент «интеллектуальная распределенная энергетика» – с $25 млн до $14 млрд, сегмент «потребительские сервисы» – с $790 млн до $11,7 млрд.

Всего объем российских производителей рынка EnergyNet вырастет с $1,125 млрд в 2014 г. до $40,7 млрд в 2035 г., доля российских производителей от рынка «целевых стран» (группа стран, выделенных в дорожной карте) за аналогичный период увеличится с менее чем 1% до 5,3%.

Примечания