2023/01/22 10:54:14

Сервисы рассрочки (BNPL) в России


Содержание

Основная статья: Кредитование в России

Хроника

2022: Рост рынка сервисов рассрочки в 10 раз

В 2022 году общий оборот в сегменте BNPL (buy now, pay later — «покупай сейчас, плати потом», оплата покупок частями) в России достиг нескольких десятков миллиардов рублей, рассказали «Коммерсанту» участники рынка в январе 2023-го. По их оценке, в сравнении с 2021 годом рассрочка показала десятикратный рост.

Суммарный объем покупок с сервисом «Долями» (принадлежит «Тинькофф») с момента запуска в апреле 2021 года превысил 10 млрд рублей, заявила газете пресс-служба «Тинькофф».

Оборот сервисов рассрочки в России за год вырос в 10 раз

Помимо «Тинькофф», подобные сервисы есть также, например, у Сбербанка, Альфа-банка, «Яндекса», «Центра финансовых технологий» и Ozon. Динамика сервисов рассрочки отличается от ситуации на рынке стагнирующего потребительского кредитования, заявил источник «Коммерсанта» на финансовом рынке. Рост и снижение показателей в этой сфере в 2022 году связаны с тем, что на рынок выходили новые игроки, происходила отладка технологий, считает Сбербанк.

К январю 2023 года ЦБ уже заинтересовался BNPL-продуктами, поскольку они выступают аналогом банковского кредитования. В регуляторе обсуждают планы по сближению законодательства о потребкредитовании и законодательства, регулирующего услуги рассрочки.Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 299 т

Это означает введение требований к информированию потребителей и содержанию договора, ограничению размера неустойки за просрочку, возможность покупателя запретить уступку прав требования. У клиента должна быть возможность в течение «периода охлаждения» отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара, считают в ЦБ.

Регулирование позволило бы обеспечить адекватное взвешивание таких кредитов по риску, а также установить единые стандарты работы с ними, отмечают опрошенные газетой эксперты. Отсутствие регулирования может привести к относительно большой информационной асимметрии, когда информация о свойствах кредитного продукта не будет раскрываться в соответствии с требованиями, применяемыми к стандартным потребительским кредитам, отметил руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень.[1]

Примечания