СМ. ТАКЖЕ (2)

Содержание

Основная статья: История музыки в России

Александр Тихонович Гречанинов (1864–1956) является одним из величайших композиторов эпохи Серебряного века, ярчайшим представителем так называемого «нового направления» русской духовной музыки. Сам Гречанинов называл свой стиль «симфоническим».

Биография

«Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий».

Семья московского купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. «Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано делается моим неизменным другом». Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где занимался у В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева. Последний, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека, во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 9 т

Они вошли в первое, изданное в 1893 году, сочинение композитора "Пять песен":

  • Ночные голоса
  • Острою секирой
  • Колодники
  • Край ты мой
  • Колыбельная

Самыми большими событиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение с музыкой П. Чайковского. «Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях „Евгения Онегина` и „Пиковой дамы`. На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы».

В 1890 г. из-за разногласий с Аренским, отрицавшим у Гречанинова композиторские способности, пришлось оставить Московскую консерваторию и перейти в Петербургскую. Здесь молодой композитор встретил полное понимание и добрую поддержку Н. Римского-Корсакова, в том числе и материальную, что было немаловажно для нуждающегося юноши.

Консерваторию Гречанинов закончил в 1893 г., представив в качестве дипломной работы кантату «Самсон», а через год за Первый струнный квартет был удостоен премии на Беляевском конкурсе.

В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Сблизившись с Константином Станиславским, Гречанинов создает музыку к спектаклям МХТ. Особенно удачным оказалось музыкальное оформление пьесы А. Островского «Снегурочка». Станиславский назвал эту музыку превосходной.

В 1903 г. состоялся дебют композитора в Большом театре оперой «Добрыня Никитич» при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера заслужила одобрение публики и критики. «Считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку», — писал Римский-Корсаков автору. В эти годы Гречанинов много работал в жанрах духовной музыки, поставив перед собой цель максимально приблизить ее к «народному духу». А преподавание в школе сестер Гнесиных (с 1903 г.) послужило стимулом к сочинению детских пьес.

В 1917 году он написал Демественную литургию. Изначально она была задумана, как камерное произведение для домашнего музицирования. В 1918 году Гречанинов создал новую редакцию Литургии для тенора, струнного оркестра, органа, арфы и челесты, а в 1923 году ввел в партитуру хор и дописал несколько номеров. Демественная литургия не укладывалось в рамки канонов русской духовной музыки. Необычность этого произведения у многих вызвала неприятие.

В 1923 году 15 детских пьес были объединены в Детский альбом, соч.98. В сборник вошли следующие пьесы:

  • «Маленькая сказка»,
  • «В летнем лагере»,
  • «Марш»,
  • «В разлуке»,
  • «Верхом на лошадке»,
  • «На лужайке»,
  • «Недовольно»,
  • «Скучный рассказ»,
  • «Колыбельная»,
  • «Танец»,
  • «Необычное происшествие»,
  • «Этюд»,
  • «Мазурка»,
  • «Протяжная песня»,
  • «Вальс».

В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал в Нью-Йорк.

Список произведений

Сочинения для оркестра

  • Симфония № 1, соч. 6 (1894)
  • Концерт для виолончели с оркестром, соч. 8 (1895)
  • Симфония № 2, соч. 27 (1908)
  • Симфония № 3, соч. 100 (1923)
  • Симфония № 4, соч. 102 (1927)
  • Концерт для скрипки с оркестром, соч. 132 (1932)
  • Симфония № 5, соч. 153 (1936)
  • Концерт для флейты, арфы и струнных, соч. 159 (1938)

Оперы

  • «Добрыня Никитич» соч.22 (1895−1901)
  • «Сестра Беатриса» соч.50 (1908−1910)
  • «Ёлочкин сон», детская опера соч.55 (1911)
  • «Женитьба» соч.180 (1946)

Камерная музыка

  • Четыре струнных квартета (1893, 1914, 1916, 1929)
  • Соната для балалайки и фортепиано соч. 188 № 1 (1948—1951)
  • Рондо для балалайки и фортепиано соч. 188 № 2 (1939)
  • Два фортепианных трио (1906, 1931)
  • Две фортепианных сонаты (1931, 1942)
  • Пьесы для фортепиано соло
  • Соната № 2 для кларнета и фортепиано, соч.172

Духовные сочинения

  • Литургия, соч. 13 (1897)
  • Литургия, соч. 29 (1902)
  • Страстная Седмица, соч. 58 (1911)
  • Всенощное бдение, соч. 59 (1912)
  • Хвалите Бога, соч. 65 (1915)
  • Демественная литургия, соч. 79 (1917)
  • Два духовных хора «Блажен муж» и «От юности моея», соч. 136 (1932)
  • Праздничная месса, соч. 154 (1937)
  • Вселенская месса, соч. 142 (1933—1939)
  • Месса Святого Духа, соч. 169 (1943)